Вот ее описание.
«… Собираются парни и девки в какую-нибудь избу и там приготовляют разныя закуски и главное – приготовляют из теста фигуру кота следующим образом: голову и туловище делают из теста, уши и ноги из сала, а хвост из колбасы. Испекши таким манером эту фигуру, ее вешают среди комнаты у потолка. Затем каждый из участвующих в обряде поочередно подъезжает на ухвате к коту, чтобы зубами откусить у него кусочек или, если удастся, то и всего его оторвать. При этом ездок на ухвате должен говорить: «Еду с кута на кота, цап за кота». Но редко кому удается исполнить такую роль с успехом, так как его то и дело смешат. Если же он засмеется, то ему непременно вымажут лицо тряпкой, нарочно испачканной в саже, и не допустят уже к коту. Но если он не рассмеется, то его допускают полакомиться кусочком или даже целиком сорвать кота. Таким образом эта забава продолжается до тех пор, пока кота кто-нибудь совсем не оторвет. Тогда кота кладут на стол и делят на всю компанию. По окончании этой игры все садятся за стол, пьют и закусывают; потом танцуют до утра...
Печение кота (сообщает ученик Минской семинарии В.Гр. Станкевич) практикуется и в Вилейском уезде Виленской губернии, но не во время Святок, а в первый вечер осенних посиделок или супрядок. Собравшиеся для этой цели в избранной ими хате девушки этим действием открывают свой сезон. Они приготавливают из пшеничной муки тесто, которой придают форму кота и пекут на светоче или комине. И затем делят его меж собою. При этом поются какие-то песни, коих разсказчица этого обряда, крестьянка Мария Ивановна, не знала. Иногда кота этого бросают какому-либо парню, чтобы испугать его и вызвать на улицу».
(Материалы для изучения быта и языка русского населения
северо-западного края. Собранные и приведенные в порядок
П.В. Шейном. Т.III. – Санкт-Петербург, 1902. - с.118-119.)
Так как никто из нас, тех кто готовил эту игру, не видел воочию, как печь «кота» из теста, сала и домашней колбасы, мы позволили себе проявить творчество. Хозяйки-стряпухи сделали кота по своему представлению. Они испекли «тулово» и «голову» из сдобного теста, «уши» и «лапы» сделаны были из сала, а «хвост» готовил сам заведующий середой. Хвост получился длинный и ароматный.
«Кота» подвесили к перекладине, так как матицы в нашем зале не было. Вызвали самых охочих – тех, кто будет ехать на кочерге, не смеяться и пробовать откусить от «кота» кусочек». Я думаю, что очень важно, чтобы состязались те, в ком видна охота, жажда к жизни, к борьбе – ведь именно они и будут наделять всех остальных гобиной.