Мы Вконтакте:
О Покровском гуляньи
в Заповеднике
2012 года.
"Кота печь"
На Гуляньи мы отыгрывали обряды, с которыми народ отмечал осеннее время. Многие обряды сохранились как игры. Одной из таких игр была игра с условным названием «Печь кота». Про нее мы узнали в работе П. В. Шейна, посвященной быту русского населения северо-запада России, вышедшей в 1902 году. Игра бытовала в нескольких селах и игралась либо в Святки, либо в первый вечер осенних посиделок. Сделаю предположение, что каким-то образом эта игра была связана с началом года и содержала в себе образ гобины – сытой жизни, которой должны быть наделены все жители села.
Вот ее описание.

«… Собираются парни и девки в какую-нибудь избу и там приготовляют разныя закуски и главное – приготовляют из теста фигуру кота следующим образом: голову и туловище делают из теста, уши и ноги из сала, а хвост из колбасы. Испекши таким манером эту фигуру, ее вешают среди комнаты у потолка. Затем каждый из участвующих в обряде поочередно подъезжает на ухвате к коту, чтобы зубами откусить у него кусочек или, если удастся, то и всего его оторвать. При этом ездок на ухвате должен говорить: «Еду с кута на кота, цап за кота». Но редко кому удается исполнить такую роль с успехом, так как его то и дело смешат. Если же он засмеется, то ему непременно вымажут лицо тряпкой, нарочно испачканной в саже, и не допустят уже к коту. Но если он не рассмеется, то его допускают полакомиться кусочком или даже целиком сорвать кота. Таким образом эта забава продолжается до тех пор, пока кота кто-нибудь совсем не оторвет. Тогда кота кладут на стол и делят на всю компанию. По окончании этой игры все садятся за стол, пьют и закусывают; потом танцуют до утра...

Печение кота (сообщает ученик Минской семинарии В.Гр. Станкевич) практикуется и в Вилейском уезде Виленской губернии, но не во время Святок, а в первый вечер осенних посиделок или супрядок. Собравшиеся для этой цели в избранной ими хате девушки этим действием открывают  свой сезон. Они приготавливают из пшеничной муки тесто, которой придают форму кота и пекут на светоче или комине. И затем делят его меж собою. При этом поются какие-то песни, коих разсказчица этого обряда, крестьянка Мария Ивановна, не знала. Иногда кота этого бросают какому-либо парню, чтобы испугать его и вызвать на улицу».

(Материалы для изучения быта и языка русского населения
северо-западного края. Собранные и приведенные в порядок
П.В. Шейном. Т.III.  – Санкт-Петербург, 1902. - с.118-119.)

Так как никто из нас, тех кто готовил эту игру, не видел воочию, как печь «кота» из теста, сала и домашней колбасы, мы позволили себе проявить творчество. Хозяйки-стряпухи сделали кота по своему представлению. Они испекли «тулово» и «голову» из сдобного теста, «уши» и «лапы» сделаны были из сала, а «хвост» готовил сам заведующий середой. Хвост получился длинный и ароматный.

«Кота» подвесили к перекладине, так как матицы в нашем зале не было. Вызвали самых охочих – тех, кто будет ехать на кочерге, не смеяться и пробовать откусить от «кота» кусочек». Я думаю, что очень важно, чтобы состязались те, в ком видна охота, жажда к жизни, к борьбе – ведь именно они и будут наделять всех остальных гобиной.
По-моему, болели все за наших охотников «до кота», смешили их и в то же время поддерживали.
Первый кусок (это оказался кусок хвоста из колбасы) откусили братья, которые помогали друг другу выше подпрыгнуть.

А после того, как все охотники откусили по куску «кота», они разделили его и угостили всех.

Вот такой – на первый взгляд – странный обряд. Но, оговорюсь еще раз, что возможно он отражает очень древние обряды поедания жертвы и наделения сытой жизнью на год.
Мы, водящие обряда, стали изучать мифологию. И обнаружили, что кот или кошка народом воспринимались очень неоднозначно: есть легенды, в которых говорится, что кошка появилась из рукавицы Богородицы, а есть – что ее создал Черт в противовес собаке.
Часто в народных легендах, сказках кот появляется вкупе с собакой. И из этого можно вывести предположение, что его образ связан с образом солнца, так как  псы или псоволки – хорты составляли свиту Аполлона-Купалы. Тем более, что само название кошки содержит в себе имя подземного солнца – Коша Бессмертного, по представлениям мазыков…

В общем, нам есть что исследовать и что еще копать для понимания этого и подобных ему обрядов. А пока мы получили удовольствие. «Кот» получился сытным и вкусным.

Пигарева Светлана
Фото О. Ляшковой и Л. Смышляевой
Яндекс.Метрика