Были на «Свадьбе» еще одна «Гадалка», которая ходила, судьбу предсказывала. И целая ватага ребятишек, которые помогали во всех действиях.
В общем, «свадьба» удалась на славу.
И перетекла в «Похороны Умруна».
«Похороны Умруна»
«Во многих праздниках можно установить какую-то имитацию похорон или похоронных процессий. Похоронные обряды присущи почти всем праздникам аграрно-календарного цикла. Одна из особенностей этих обрядов состоит в том, что похороны обставляются не трагически, а, наоборот, комически. Изображение притворного горя носит характер пародии и фарса и иногда кончается бурным весельем…
Игра в похороны некогда входила в число святочных игрищ. …»
(Пропп, с.81-82)
Исследователи обряда Похорон Умруна различают два вида умрунов: «ходячие мертвецы» и «лежачие». «Ходячие» приходят на Гулянье своими ногами, пугают девок и детей, «грабают», щиплют девок. А над «лежачими» совершается похоронный обряд: их оплакивают, обряжают, отпевают, хоронят. Причем, существуют записи, что Умрунов может быть и двое и даже ватаги… Описаний похорон умрунов – множество. Но как отыграть этот обряд, если не поймешь, на что он направлен?
Наших Умрунов ряженые нашли прямо на свадьбе. «Дружка» зорко углядел, кому не до веселья на свадьбе. Что-то не радуется их душа, глядя на счастье «молодых». Наверное, что-то не дает Душе радоваться. А кто не радуется на святочной свадьбе – явно не радуется жизни. Значит – Умрун. Таковых оказалось двое: он и она. Пара.
Народные обряды – обряды, которые нам предстоит еще открывать. Как увидеть умруна среди тех, кто празднует? К сожалению, этнографы таким вопросом не задавались. А раз не задавались, то и ответ не получали. Только И.П. Сахаров, описывая святочный обряд смывания лихоманок замечает, как высматривали бабушки лихоманок в людях. Они смотрели, в ком есть вина. Вина была знаком того, что в человеке живет лихоманка. Правда, это единственное известное описание, дающее хоть какое-то направление.
Наши Умруны оказались нашими друзьями, чье веселье перекрывали какие-то переживания. Ряженые с помощью детей уложили Умрунов на носилки, обильно посыпали их мукой, тут же нашлись плачеи, которые горько и громко оплакивали Умрунов. Одна Умрунья «ожила» пораньше, другого же друзья на носилках вынесли в сугроб и торжественно выкинули.
Сугроб и мороз подействовали оживляюще. Наш Умрун ожил. Жизнь взяла свое.
После оживления Умрунов, Гулянье наше «перетекло» в Конференцию и далее – в семинар. Мы еще устраивали святочные поединки и стеношные бои, а так же водили хоровод «Трояны».
Пигарева Светлана