Мы Вконтакте:
Празднование Святок в Заповеднике народного быта, г. Иваново 2010 год
Святочное Гулянье в Заповеднике является прикладной частью Конференции «Морфология обряда». Мы отыгрываем обряды, которым обучаемся в этнографических экспедициях, о которых узнаем в описаниях исследователей и которые знаем как обычаи.
Святки в Заповеднике мы отыгрывали в пятый раз (!). Ого, какая уже у нас история святочной игры. Мне приятно, что некоторые обряды «прижились» в нашем народе и играются из года в год, как и подобает обычаю. Ведь в
деревенской жизни игрались одни и те же обряды, пелись одни и те же песни всю жизнь. И не требовалось чего-то новенького. Наверное, люди чувстовали потребность или пользу этих обрядов. И то, что было очевидным для них, нам, современным людям, приходится открывать и открывать…
Хорошо, что есть Заповедник, где можно каждый год прожить еще раз святочные обряды и попробовать открыть в себе их суть. Или сущность…
Обход дворов колядовщиками
Как и подобает в деревне, деревенский праздник разворачивается не по команде «начали» - он разворачивается с теми, кто его несет.
На нашем Гуляньи дух праздника начали разносить колядовщики, совершая обходы «домов». Две ватаги – ватага детей   и ватага взрослых  ходили «по домам» и искали, «где богатыйвор», чтобы пропеть хозяину «славу».

За колядку хозяин одаривал колядовщиков сладостями, монетками, печеньем в виде свиных ножек или козуль, испеченным специально для встречи колядовщиков.
«Греть родителей»
Как описывают многие этнографы (П.С. Ефименко, А.И. Петропавловский, П.В. Шейн и другие), у русских, белорусов, украинцев  Святки начинались с торжественного поминального ужина.  Когда садилась вся семья за стол и выставлялась еда – каша-кутья, кисель. Хозяин приглашал за стол «родителей»- своих предков и, прежде, чем положить ложку каши себе в рот, первую ложку  каши выплескивал на стол. Первый глоток киселя тоже выплескивался на стол. Так же поступала вся семья.
Возможно, что современный обычай ставить на поминальный стол тарелку для умершего, чтобы на нее класть все, что едят поминающие – отражение обычая плескать на стол пищу и питье.
Обычай начинать праздник с помина – для русских и многих народов распространен широко. По мнению исследователей, он означает обращение к своим корням, непрерывность связи времен. Почитание своих предков было для русских людей обычаем.
«Это несомненно древний, впоследствии забытый обычай. Так поступали, например, благочестивые римляне, считавшие, что в их трапезах участвуют лары или пенаты, - обожествленные предки. Им отдавали первый кусок пищи, первый глоток напитков. Все это показывает, что умерших предков мыслили присутствующими на трапезе.»
   (В.Я. Пропп. Русские аграрные праздники. –М., 2000.- С. 21)
Святочное поминовение – прежде всего, это поминовение своих родных. В отличие, к примеру, от поминовений воинов, всего рода на Радуницу.
Мы воспроизвели обряд «Греть родителей», описанный В.Я. Проппом в вышеуказанной работе:
«Способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них называется «греть родителей». Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что в первый же день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки, весело кружатся как в хороводе на радунице» (Максимов,218)
    (Пропп, с.22)

Хозяйка и ее помощницы - приготовили поминальную кашу и кисель, чтобы каждый мог помянуть своих ушедших родных, положив в костер кашу и плеснув кисель.  Костер наш был неяростный и очень дымный. Может, так и подобает поминальному костру… После мы весело плясали и водили «змейки» вокруг него, вспоминая, слова некрасовских казаков о том, что дело живых – жить и радоваться.
«Кликанье Мороза»
Этот обряд проводился во Владимирской, Смоленской, Тверской, Псковской губерниях. Он заключался в выносе обрядовой пищи – киселя, кутьи или блинов (у нас – каши и киселя) в места, связанные с границей мира, с приговором:
 
Дед Мороз, Дед Мороз,
Приходи блины есть и кутью.
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.
 
Морозу выносили остатки обрядовой каши и киселя.
Наши хозяюшки отнесли остатки каши и киселя на мост. Там и оставили, закликав Мороз.
Ряженая Свадьба
Ряжение можно назвать визитной карточкой Святок. Хотя «рядились», «ходили снарядчиками» или «наряжонками» повсеместно и почти на всех праздниках коловорота.
На Гуляньи мы отыгрывали Ряженую свадьбу. Настрой на приход ряженых  дали Потешные бои в любках, которые заводил Кирилл. С шутками-прибаутками он выводил «супротивников», которые бились на мешках под шутки Кирилла.
Прервал бои «свадебный поезд» - ватага ряженых, игравших свадьбу.
Возглавляя «свадьбу», как и полагается «Дружка» - в красном колпаке и с лентами на рукаве и груди, обязательно - с плеткой, которой отгонял злых духов.
За Дружкой – «Жених» - моряк, парень хоть-куда, как и полагается жениху – балбес балбесом. Рядом с «Женихом» - моряком - «Невеста» - красавица писанная, высоты немерянной, скромна, бледна… Всем невестам невеста. Ходила и вздыхала,  «жениха» от других девок оттаскивала и «маме» в плечо рыдала.
А это – «Сватья»
А это – мама «Невесты»  и  «Тетка» - гадалка
Были на «Свадьбе» еще одна «Гадалка», которая ходила, судьбу предсказывала. И целая ватага ребятишек, которые помогали во всех действиях.

В общем, «свадьба» удалась на славу.
И перетекла в «Похороны Умруна».


«Похороны Умруна»
«Во многих праздниках можно установить какую-то имитацию похорон или похоронных процессий. Похоронные обряды присущи почти всем праздникам аграрно-календарного цикла. Одна из особенностей этих обрядов состоит в том, что похороны обставляются не трагически, а, наоборот, комически. Изображение притворного горя носит характер пародии и фарса и иногда кончается бурным весельем…
Игра в похороны некогда входила в число святочных игрищ. …»
(Пропп, с.81-82)

Исследователи обряда Похорон Умруна различают два вида умрунов: «ходячие мертвецы» и «лежачие». «Ходячие» приходят на Гулянье своими ногами, пугают девок и детей, «грабают», щиплют девок. А над «лежачими» совершается  похоронный обряд: их оплакивают, обряжают, отпевают, хоронят. Причем, существуют записи, что Умрунов может быть и двое и даже ватаги… Описаний похорон умрунов – множество. Но как отыграть этот обряд, если не поймешь, на что он направлен?
Наших Умрунов ряженые нашли прямо на свадьбе. «Дружка» зорко углядел, кому не до веселья на свадьбе. Что-то не радуется их душа, глядя на счастье «молодых». Наверное, что-то не дает Душе радоваться. А кто не радуется на святочной свадьбе – явно не радуется жизни. Значит – Умрун. Таковых оказалось двое: он и она. Пара.

Народные обряды – обряды, которые нам предстоит еще открывать. Как увидеть умруна среди тех, кто празднует? К сожалению, этнографы таким вопросом не задавались. А раз не задавались, то и ответ не получали. Только И.П. Сахаров, описывая святочный обряд смывания лихоманок замечает, как высматривали бабушки лихоманок в людях. Они смотрели, в ком есть вина. Вина была знаком того, что в человеке живет лихоманка. Правда, это единственное известное описание, дающее хоть какое-то направление.

Наши Умруны оказались нашими друзьями, чье веселье перекрывали какие-то переживания. Ряженые с помощью детей уложили Умрунов на носилки, обильно посыпали их мукой, тут же нашлись плачеи, которые горько и громко оплакивали Умрунов. Одна Умрунья «ожила» пораньше, другого же друзья на носилках вынесли в сугроб и торжественно выкинули.
Сугроб и мороз подействовали оживляюще. Наш Умрун ожил. Жизнь взяла свое.


После оживления Умрунов, Гулянье наше «перетекло» в Конференцию и далее – в семинар. Мы еще устраивали святочные поединки и стеношные бои, а так же водили хоровод «Трояны».

Пигарева Светлана
Яндекс.Метрика