Мы Вконтакте:
Празднование Покрова в Заповеднике народного быта, г. Иваново 2009 год
15 октября в Заповеднике народного быта (г. Иваново) проходило Гулянье, посвященное празднованию Покрова. Подобные гулянья внашем Заповеднике проводятся четыре раза в год. Они предваряют большие семинары по самопознанию и народной культуре, на которые съезжаются слушатели со всей страны — от Приднестровья до Сибири — и из-за рубежа. Заповедные гулянья посвящены основным народным праздникам: Зимним Святкам, Масленице и Заклику Весны, Зеленым Святкам и Покрову.
Дважды в год Гулянья становятся прикладной частью конференции "Морфология обряда", где наши этнографы делятся теми обрядами, песнями, плясами, которые привезли из своих полевых экспедиций. Почетными гостями конференции и Гулянья за два года работы конференции были Анна Фёдоровна Некрылова (кандидат искусствоведческих наук, заместитель директора по науке Российского института истории искусств Российской Академии Наук (г.Санкт-Петербург)), Вадим Андреевич Смирнов (доктор наук, профессор Ивановского государственного университета), Клара Евгеньевна Корепова (доктор наук, профессор Нижегородского государственного университета). Гостьей нынешнего Покровского Гулянья стала Анна Александровна Гайдамак, заведующая Научным отделом Плёсского государственного музея-заповедника.
Покровское заповедное Гулянье проводилось целый день. Целый день слушатели и гости Заповедника имели возможность окунуться в отыгрывание Покрова и некоторых обрядов, проводящихся осенью, познавая новые и открывая более глубокое понимание уже известных.
       
Покров для наших предков был одним из важных праздников. Он знаменовал собой переход из одного времени года вдругое — из Осени в Зиму. Говорили "На Покров с утра — Осень, а к вечеру — Зима". Этот переход был важен тем, что заканчивались работы и гуляния на улице. Начиналось время ткачества, прядения, которые совмещались с песнями, плясками в  домах. Покров открывал время вечерок, засидок, посиделок. Переход этот отыгрывался народом множеством обрядов. На нашем Гулянии мы воспроизводили осенние обряды, завершая обрядами Покрова, следуя рассказам стариков, к которым мы ездим на этнографические сборы, и описаниям русских ученых, заставших эти обряды вконце 19-начале 20 века, бытовавшими в то время в русском народе и народах, живших с русскими по соседству.

Началось Гулянье с отыгрывания обряда Смены травы, который мы привезли из экспедиции в коми-пермяцкую деревню Большая Коча Пермского края в августе-сентябре этого года.  По рассказам жителей села, этот обряд проводится ежегодно, в Ильин день, 2 августа, и открывает собой осенние обряды.

"Начинают обряд девушки и женщины. Они собираются за селом, на опушке леса и молча идут в лес. Идут молча, чтобы леший не забрал голос. Влесу они кладут на землю по кусочку хлеба — жертву лешему икружатся по солнцу три раза. Затем разбредаются по лесу и слушают птиц. Надо услышать пять разных птиц. Кто услышал пять птиц, кричит. Крик женщин, которые проводили обряд, напоминал крик птиц. Как они говорят, крикнуть — подать знак, что леший не забрал голос...
После крика женщины повязывают с заговором на деревья по ленточке.
Затем на поляне влесу собирают по пять трав или цветов — вместе скорнями.
Причем, травы или цветы должны быть с семенами. С этими травами они выходят из леса с песнями, где их встречают мужчины...
После того, как все заходят в  село, они обходят каждый дом, где хозяева должны вынести им пиво или медовуху, в которую сначала обмакивают травы, затем травами обмахивается хозяин и весь дом и пиво выпивается.
Если в дом входят несколько человек, то все совершают это же действие. Хозяина хвалят за радушие, желают всех благ и идут в следующий дом.
После обхода всех домов, все идут на берег реки, где разводят костер. Под заговор в костер бросают корни трав, которые собрали.
В землю — цветы и семена.
В реку — стебли, чтобы унесли болезни и невзгоды.
Завершающее действие обряда называется "набрать тепло". К костру подходят сначала все женщины, становятся к костру спинами и подолами "загребают" тепло — на зиму. После женщин к костру подходят мужчины и набирают тепло себе под рубахи, становясь ккостру лицом."

Обряд Смены травы, как рассказывали нам коми-пермяки, перетекает в общее веселье с плясами, играми и состязаниями — ведь тепло надо сохранить на всю зиму. Поэтому наши плясы были жаркими.
И, конечно, не обошлось без состязаний и стенки. Надо сказать, что стеночные бои на Покров — важный обряд. Это — последняя в году стенка. Следующая будет только на Масленицу. И окропить первый снежок кровью считалось в народе хорошим знаком. Возможно, кровь на чистый снег связана со свадебной обрядностью — но как именно связана — надо исследовать отдельно.

А на нашем гуляньи состязались холостые и женатые.
Как описывают исследователи, часто именно холостые начинали поддевать женатых, вызывая их на состязания.

«По свидетельству очевидца, «к числу развлечений должно отнести борьбу, которую затевают парни с мужиками. Сами мужики борьбу затевают очень редко. Обыкновенно парни начинают подтрунивать над мужиками, желая их вызвать на борьбу. Парень подходит к мужику иговорит ему что-нибудь обидное, например: «Я чув (слышал — И.М., И.С.), што тебя намед-нись баба отлупила, да из бороды чуть волоссё всё не выдрала, оттово у тебя борода-то и  редка теперича, чай ты поди-ко голосом выв». Или: "Про тебя бают, што баба тебя спокоса сжила (обогнала во время косьбы — И.М., И.С.)"». Подобного рода насмешки сильно ос-корбляют мужика. Он обыкновенно отвечает: "Ты-то што, малокосос лизёт! Ведь я как старину-то вспомню, да тряхну костями-то, то ведь эких-то, как ты, мне пят-ка не хватит. Маткино молоко на рыле-то еще не обсо-хло, атуда жо лизёшь. Я тебя вбараний рог согну!" -"Не врёшь, дак правда, адавай-ко, коли не бахвалишь-ся, дак поборемся". Мужику стыдно отказаться от своих слов, притом он боится насмешек и соглашается вступить в борьбу с парнем.И (И.А.Морозов, И.С.Слепцова. Мужские игры иразвлечения на русском Севере. // Мужской сборник.— М., 2001.— с. 209-210.)
Поддевки и подколки перемежались с частушками под драку. А поединки перетекли в стеношный бой. И состязания, и стенка проходят на наших праздниках «в любках» — то есть, между друзьями, где самое главное — наслаждение от совместного движения, любование красотой решений противника и в то же время, это живое, яростное действие, где невозможно остаться безучастным.

Нами было реконструировано несколько обрядов, бытовавших у русских и дошедших в записях и рассказах как «покровские».


Прежде всего, это обряд поминовения родителей — так называют внароде предков. Поминовением предков начинаются многие праздники, особенно те, что связаны спереходом вновое время.
Как принято во многих местностях, на помин пекут блины или «блинцы». Первый блинец обязательно кладут на печь, выносят на крышу, «отдают» костру — «родителям». Остальные раздают родным, близким или просто встречным — «помянуть». Этот обряд проводился у костра, вкотором сжигали корни травы.

Еще один обряд, который ранее нес обережное значение, предохраняя людей искот от болезней иобщественных невзгод, а позже, кначалу 20 века сохранившийся как Покровский обряд, был обряд с обыденным полотном или обыденной пеленой.
Воспроизводили его на основе описания обряда Дмитрием Константиновичем Зелениным:
«В назначенный день собираются все девушки села водну избу, икаждая ссобой приносит по горсти льна. Они дружно, но вглубоком молчании принимаются за работу: прядут лен, снуют основу, ставят кросна иткут полотно. Когда полотно готово, все жители выходят за деревню иобходят вокруг нее, причем, девушки, ткавшие полотно, несут его над головой сзаунывным пением: «аюга!» Когда сделают полный обход, то на том месте, скоторого вышли, раскладывают небольшой огонь из лучинок, принесенных скаждого двора. Две девушки держат за концы полотно над огнем, авсе жители деревни проходят через огонь под полотном ипереносят детей ибольных. Когда выполнят эту церемонию, — полотно сжигают на том же огне. Все это должно быть проделано втечение одного дня, свосхода до захода солнца» (Богданович 1895, с.168
        (Зеленин Д.К. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М., 1994.— С.194.)
       
Мы попробовали восстановить обряд, бытовавший с.Лобаски Лукояновского уезда Нижегородской губернии, сшив из разных лоскутов в«один присест» наше полотно:

"В этом, последнем обряде, таким образом, холст не точится ad hoc (как новый — С.П.), как то мы встречаем во всех прочих описаниях, а сшивается из старых кусков." (Зеленин, с.198)
На Покров отгуливали последний раз в году на улице и совершали переход в дом — на первые посиделки. На улице мы играли в горелки: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло»

Затем всем народом, зачерпнув угли из последнего костра для того, чтобы отнести их в очаг вдоме, мы пошли в дом — «середу», где провели первые посиделки, на которых играли в посиделочные игры «Золото хороню», «Тетерку», загадывали загадки, плясали кадриль «Катерину», пели песни.
А. Тёмный проводил ставшие обычаем поединки — ристания. Ристались и старшие, и младшие, женатые и холостые, показывая свою удаль и разумность. Мы, женщины, любуясь на своих мужей, братьев, сыновей, были горды: «Каковы?! Орлы!» А невесты присматривались к холостым — возможно, скем-то из них сведет судьба идти рука об руку по жизни...
В завершении все угощались приготовленным нашими хозяйками капустными пирогами с узваром.

Как отметили водящие и многие участники Гулянья, нынешнее гулянье было на удивление домашним — мне хочется сказать «как в старину» — когда съезжались на совместное празднование родственники, соседи, друзья — те, с кем предстоит прожить новую жизнь, которую открыл Покров.
Яндекс.Метрика