Мы Вконтакте:
О Покровском гуляньи в Заповеднике 2012 года
Прыгание в поневу, сарафан, пояс
По нашей задумке на гуляньи мы отыгрывали обычаи и обряды осенних праздников – Осенин, Воздвижения,  Покрова, о которых мы узнали в наших экспедициях и в описаниях ученых-этнографов 19-20 веков.


В описаниях поэта-этнографа Аполлона Коринфского упомянут обычай смотрин невест в дни Воздвижения.
«В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом  рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». … ввечеру сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни - себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей свои присмотренные заранее, приглянувшиеся загодя парни». «В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом  рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». … ввечеру сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни - себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей свои присмотренные заранее, приглянувшиеся загодя парни».
(Коринфский А.А. Народная русь. – Смоленск,1995. - с.371.)

Увидеть наших невест можно было в плясах и хороводах, а так же в обряде, где невесты заявляли о своей готовности к замужеству. Этот обряд - обряд впрыгивания в понёву – женскую набедренную одежду, сарафан или пояс – был широко распространен до начала 20 века. О нем писали многие исследователи.
Приведу описание из статьи Дмитрия Константиновича Зеленина «Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских» (Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. – М.:Индрик, 1994. – с. 184-186):
«1. Путешествовавший в 1823-м году по южной России Л. Глаголев сообщает в своих «записках», между прочим, следующее о жителях принадлежавших графу Бобринскому сел Богородицкого уезда Тульской губернии: «Вообще обычаи здешних крестьян отличаются своею странностью. Девки ходят здесь до 15 и до 16 лет в одних только рубашках, опоясанных красным шерстяным пояском; а по прошествии этого срока на девку надевают поневу (так, как у римлян надевали на семнадцатилетнего юношу пурпуровую тогу). Обряд же надевания поневы совершается в день именин девки, в присутствии всей родни ея. В это время именинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать ея, держа в руках открытую поневу, следует за нею подле лавки и приговаривает: «вскоци, дитетко; вскоци, милое;» а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: «хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу». Но как вскочить в поневу значить объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься; то никакая девка не заставляет долго за собою ухаживать, да и никакая не делает промаху в прыжке, влекущаго за собою отсрочку в сватовстве до следующаго году».
Весьма возможно, что наш автор в данном случае не был очевидцем, а писал с чужих слов; однако не доверять ему в чем-либо нет никаких оснований. Даже цокающее произношение «хоцу, вскоцу» нельзя считать утрировкою, хотя подобного произношения теперь в Богородицком уезде и нет. В соседнем Новосильском уезде теперь также нет цоканья, но о том, что оно было там в прошлом, мы имеем и прямые, и косвенные сведения, о которых здесь не распространяемся. Заметим еще, что принадлежавшие графу Бобринскому сёла в Богородицком уезде прежде были, по замечанию нашего путешественника, монастырскими; значит, жители их не были недавними поселенцами в данной местности, а принадлежали к группе древнейших насельников уезда. Сёла эти, сколько нам известно, следующие: Ламовка, Иовлево, Верхоупье, Плесы и Михайловское.
2. Приведенное описание интересующего нас обряда — единственное из известных нам описаний, где обряд представляется самостоятельным целым, стоящим одиноко. Все другие сведения изображают этот обряд как часть свадебного ритуала.
Неизвестный автор из Мосальского уезда Калужской губернии так описывал в 1851-м году «сватование», один из первых актов свадебной обрядности, в сельце Петроселье этого уезда. Отец жениха только что уговорился со своим будущим сватом, вырядив себе «снизь одежи, шубу, зипун, суконки, да лапти писанные». «Явились соседи и родные Петра (невестиного отца), привели невесту и, поставив ее на лавку, начали все в один голос говорить ей: «не ходи, не ходи, наше дитятко; не ходи, наша милая Аннушка, по батиной по лавочки; не прыгай, не прыгай; не резвись, не резвись, в последний день, в последний раз; вскачи, вскачи в паневушку». — На это невеста отвечала им: «хочу —скачу, хочу — нет».— Они же ей снова: «скачи, наша Аннушка; скачи, наша родная; скачи, наша милая; скачи, наша любезная». Тогда невеста спрыгнула с лавки, и соседки надели на нее паневу»»…
Этот обряд исследователи называют обрядом совершеннолетия девиц, когда девушка своими действиями заявляла о готовности выйти замуж. Она ходила по лавке, а мать или кто-то из близких старших женщин держали перед ней поневу, пояс или сарафан. Девушка ходила по лавке, приговаривая: «Хочу – вскочу, хочу – не вскочу». И если она прыгала и попадала в поневу, пояс, сарафан, то этим действием она объявляла себя невестой. То есть к ней можно было свататься.
Мы нашли любопытное описание этого обряда, когда девушка не попала в сарафан, и жениху пришлось ждать целый год, чтобы засылать сватов.
«… в молодые она сходит и в роще уже гуляет, уже с парнями гуляет, но сватов не шлют. Вот сестра у меня два раза в сарафан прыгала. Она первый раз прыгнула, а у матери рука дернулась или что, но она не попала, так еще год Сергей, муж ейный, ждал, когда сватов заслать можно, а как попала, так на следующий год сваты пришли».
(Традиционная культура Гороховецкого края. Экспедиционные,
                                    архивные, аналитические материалы. Т.1. – М., 2004. - с.123).


Наши невесты оказались охочие и ловкие. Они объявили себя невестами. И как только объявили, вокруг них стали плясать дружки-скоморохи. Их задача была – помочь объявиться тому, кто готов был биться в пляске за невесту, уводя ее от скоморохов. Тут же проявлялись женихи…
Но так как этот обряд творился на гуляньи, то по обычаям многих мест, парни, которые отбили у скоморохов невест, стали им «почетниками». Почетниками и почетницами называли в народе пару на одно гулянье или посиделки. Парень охранял девчонку, плясал с ней, играл, но, как сейчас говорим, без дальнейших последствий. Закончилось гулянье – пара разошлась.
Конечно, их отношения могут развиваться и дальше. Но это уже их дело, и в этом случае заявляться как жених и невеста они будут другим способом.

Светлана Пигарева
Фото: О. Ляшковой и  Л.Смышляевой
Яндекс.Метрика