Личинами и харями в древности назывались маски, которые надевали святочные окрутники - ряженые. Любопытны глаголы, которые отражали надевание на себя личин – накладывать на себя личину, принимать на себя личину, рядиться в личину. Эти выражения показывают, что народное понятие личины более глубоко.
Сейчас ученые не разделяют понятий харя – личина и маска. В словарях, описывая какое-либо из этих понятий, идут объяснение одного слова другими двумя.
У мазыков сохранилось понятие хари как мышечного напряжения на лице. Личиной же называли личностную черту, способ поведения. Видя это, мне становится понятным почему личины принимали или накладывали, или рядились, - человек под личиной играл определенную черту личности. Из такой игры ряженых в личинах родился народный театр, который можно назвать театром личин. Как правило, говорят об итальянской комедии «дель арте» - комедии масок. Каждый персонаж этого театра играет одну черту: Пьеро - грустный, Арлекин - плут, Коломбина – плутовка… И наш, русский Петрушка – поздний «ребенок» такого театра.
Личина и харя на святочных ряженых – это и знак иного мира. Древние культуры хранят следы погребальных обычаев накладывая на лицо усопшего маску. Мне довелось видеть в коми-пермяцком музее угорскую погребальную маску. Глядя на нее я вспомнила вышитое лицо куклы некрасовских казаков, которое они называли харюшкой.
На одном из первых заповедных святочных семинаров Александр Александрович Шевцов показал, как резать личины из дерева и бересты. Пока мы осваиваем берестяные личины. Мне бы хотелось освоить и деревянные.