Обряды встречи Весны
Наше гулянье было посвящено отыгрыванию Проводов Зимы и Встрече Весны. В народе проводы Старого-встреча Нового – всегда единое действо, так как, по мнению народа, для того, чтобы Жизнь продолжалась, Старое должно умереть, дав жизнь Новому.
Для того, чтобы пришла в мир Весна, надо помочь Зиме покинуть этот мир, а Весну закликать, чтобы она услышала зов тех, кто ее ждет.
На мой взгляд, нам еще во многом открывать и открывать народные праздники. Например, один только вопрос – как играть народный праздник – только-только начал для меня открываться. Основное на празднике – это Игра. И мы – скоморохи, которые вели праздник только-только начали чувствовать игру и разыгрываться.
Наверное, это звучит странно от водящей праздника – я только-только стала понимать, как играть праздник… А ведь на самом деле так. Праздничная дружина, в основном – это те, кто занимается проведением праздников достаточно долго (по нескольку лет; только в Заповеднике мы проводим ежегодно по четыре гулянья), но, уверена, что меня поддержат мои друзья-скоморохи, что на этом гуляньи и последующем после него семинаре мы словно перешли в новое состояние. Это состояние надо еще осваивать, чтобы им можно было управлять. Но оно появилось у нас – у всех. Это состояние совместной Игры. И именно тем, что мы вместе играли, мы наслаждались. Для меня это – очень важно. Словно появилась новая отправная точка для дальнейшего совершенствования в Игре праздника.
Днем раньше для преподавателей проводился семинар, на котором Скоморох провел с нами подготовку Гуляния – мы разыгрывались. И то наслаждение, о котором я пишу, начало появляться в играх со Скоморохом. А мы продолжили. У Скомороха мы выверили некоторые игры, которые заводили на Гуляньи. И я думаю, что эти игры приживутся в нашем народе – они несут дух скоморошества. Они настоящие. О них я напишу ниже.
Когда я думаю о Гуляньи – мне кажется, что завершилось оно в конце семинара. Даже не кажется, а так оно и было – начав гулять в день Гулянья и конференции, каждое утро мы продолжали наш праздник до дня извлечения уроков. Все образцы того, что утром во время семинара народ трудно встает и что, как это бывало раньше, на зарядки особенно к концу семинара уже не всякая птица долетала…, разбились напрочь – наши гулянья были востребованы. Нам приходилось устраивать по нескольку площадок, на которых игрались разные игры. Действительно, наш народ соскучился по Играм.
Сейчас подумала – если мы начали Играть, то есть надежда на то, что мы сможем сохранить наш мир. Игра – это состояние богов и детей, которое манит и которое – большая ценность...
Но вернусь к рассказу о Гуляньи.
С точки зрения этнографии, мы отгуливали Встречу Весны. Точнее – даже еще не встречу, а само Состязание Зимы и Весны. И, кто помнит, Зима не собиралась уступать свое место – даже снежную крепость нам пришлось брать дважды, прежде чем мы смогли ее растоптать.
О состязании
как обрядовой части праздника пишет Татьяна Алексеевна Агапкина, современный исследователь обрядов народного календаря, в своем труде «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннее-летний цикл» пишет:
« … именно в праздничное время, в момент снятия социальных и этических запретов, когда ненадолго воцарялось «перевернутое» состояние бытия, между отдельными группами традиционного сообщества (мужчинами и женщинами, старшими и младшими, сильными и слабыми, соседями и др.) возникало условное состояние противоборства, которое и реализовалось в разных по форме и содержанию поединках, зачастую (во всяком случае – по данным XIX-XX вв.) имевших состязательно-соревновательный характер. Надо также иметь ввиду, что, поскольку ритуальный поединок является приметой праздника вообще (а новолетья – лишь в первую очередь), отдельные его формы можно встретить не только в святочных и ранневесенних праздниках (обычаях и календарных текстах), но и также в пасхальных, юрьевских, троицких и купальских».
(Агапкина Т.А., 144)
Татьяна Алексеевна упоминает различные виды состязаний: кулачные бои, взаимное хлестание вербовыми ветками, битье пасхальными яйцами, поединки ряженых, соперничество между улицами при зажигании обрядовых костров, словесные пикировки, конские бега…
Эти состязания мы и отыгрывали. Чтобы состязания не вызывали состояние озверения, есть такой ход; сразу определяется – кто бьется за Весну, а кто – за Зиму. Конечно, Весна должна победить.
Мы начали с состязаний-кричалок. И описано в этнографии, и рассказывали нам старики о том, что на место празднования шли со всего села несколькими ватагами – с песнями, и они кричали так, что было слышно на другом конце. Это обрядовое действо перешло в десткие игры-кричалки, когда под управлением водящего несколько ватаг кричит свою кричалку – «кидай веники на баню», « пей чай с сухарями» и так далее.
Наши ватаги – ватагу Весны возглавляла Марина Смирнова и ее помощники, которые шли в Заречье – место нашего гулянья от середы. Вторую – Зимы — Анатолий Благодарев. Обе ватаги перекрикивались, узнавая, кто зачем идет в Заречье, ватага Весны, конечно же, хвалилась тем, что изгонит Зиму, на что ватага Зимы кричала, что у них ничего не получится.