Мы Вконтакте:
Заклик Весны в Заповеднике
народного быта, г. Иваново. 2011 год
 
Обряды встречи Весны

Наше гулянье было посвящено отыгрыванию Проводов Зимы и Встрече Весны. В народе проводы Старого-встреча Нового – всегда единое действо, так как, по мнению народа, для того, чтобы Жизнь продолжалась, Старое должно умереть, дав жизнь Новому.
Для того, чтобы пришла в мир Весна, надо помочь Зиме покинуть этот мир, а Весну закликать, чтобы она услышала зов тех, кто ее ждет.

На мой взгляд, нам еще во многом открывать и открывать народные праздники. Например, один только вопрос – как играть народный праздник – только-только начал для меня открываться. Основное на празднике – это Игра. И мы – скоморохи, которые вели праздник только-только начали чувствовать игру и разыгрываться.
Наверное, это звучит странно от водящей праздника – я только-только стала понимать, как играть праздник… А ведь на самом деле так. Праздничная дружина, в основном – это те, кто занимается проведением праздников достаточно долго (по нескольку лет; только в Заповеднике мы проводим ежегодно по четыре гулянья), но, уверена, что меня поддержат мои друзья-скоморохи, что на этом гуляньи и последующем после него семинаре мы словно перешли в новое состояние. Это состояние надо еще осваивать, чтобы им можно было управлять. Но оно появилось у нас – у всех. Это состояние совместной Игры. И именно тем, что мы вместе играли, мы наслаждались. Для меня это – очень важно. Словно появилась новая отправная точка для дальнейшего совершенствования в Игре праздника.

Днем раньше для преподавателей проводился семинар, на котором Скоморох провел с нами подготовку Гуляния – мы разыгрывались. И то наслаждение, о котором я пишу, начало появляться в играх со Скоморохом. А мы продолжили. У Скомороха мы выверили некоторые игры, которые заводили на Гуляньи. И я думаю, что эти игры приживутся в нашем народе – они несут дух скоморошества. Они настоящие. О них я напишу ниже.

Когда я думаю о Гуляньи – мне кажется, что завершилось оно в конце семинара. Даже не кажется, а так оно и было – начав гулять в день Гулянья и конференции, каждое утро мы продолжали наш праздник до дня извлечения уроков. Все образцы того, что утром во время семинара народ трудно встает и что, как это бывало раньше, на зарядки особенно к концу семинара уже не всякая птица долетала…, разбились напрочь – наши гулянья были востребованы. Нам приходилось устраивать по нескольку площадок, на которых игрались разные игры. Действительно, наш народ соскучился по Играм.
Сейчас подумала – если мы начали Играть, то есть надежда на то, что мы сможем сохранить наш мир. Игра – это состояние богов и детей, которое манит и которое – большая ценность...

Но вернусь к рассказу о Гуляньи.

С точки зрения этнографии, мы отгуливали Встречу Весны. Точнее – даже еще не встречу, а само Состязание Зимы и Весны. И, кто помнит, Зима не собиралась уступать свое место – даже снежную крепость нам пришлось брать дважды, прежде чем мы смогли ее растоптать.

О состязании как обрядовой части праздника пишет Татьяна Алексеевна Агапкина, современный исследователь обрядов народного календаря,  в своем труде «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннее-летний цикл» пишет: 
« … именно в праздничное время, в момент снятия социальных и этических запретов, когда ненадолго воцарялось «перевернутое» состояние бытия,  между отдельными группами традиционного сообщества (мужчинами и женщинами, старшими и младшими, сильными и слабыми, соседями и др.) возникало условное состояние противоборства, которое и реализовалось в разных по форме и содержанию поединках, зачастую (во всяком случае – по данным XIX-XX вв.) имевших состязательно-соревновательный характер. Надо также иметь ввиду, что, поскольку ритуальный поединок является приметой праздника вообще (а новолетья – лишь в первую очередь), отдельные его формы можно встретить не только в святочных и ранневесенних праздниках (обычаях и календарных текстах), но и также в пасхальных, юрьевских, троицких и купальских».
       (Агапкина Т.А., 144)

Татьяна Алексеевна упоминает различные виды состязаний: кулачные бои, взаимное хлестание вербовыми ветками, битье пасхальными яйцами, поединки ряженых, соперничество между улицами при зажигании обрядовых костров, словесные пикировки, конские бега…

Эти состязания мы и отыгрывали. Чтобы состязания не вызывали состояние озверения, есть такой ход; сразу определяется – кто бьется за Весну, а кто – за Зиму. Конечно, Весна должна победить. 

Мы начали с состязаний-кричалок. И описано в этнографии, и рассказывали нам старики о том, что на место празднования шли со всего села несколькими ватагами – с песнями, и они кричали так, что было слышно на другом конце. Это обрядовое действо перешло в десткие игры-кричалки, когда под управлением водящего несколько ватаг кричит свою кричалку – «кидай веники на баню», « пей чай с сухарями» и так далее.

Наши ватаги – ватагу Весны возглавляла Марина Смирнова и ее помощники, которые шли в Заречье – место нашего гулянья от середы. Вторую – Зимы — Анатолий Благодарев. Обе ватаги перекрикивались, узнавая, кто зачем идет в Заречье, ватага Весны, конечно же, хвалилась тем, что изгонит Зиму, на что ватага Зимы кричала, что у них ничего не получится.
Так завязалось состязание, которое вылилось в игру, где мы кричали про веники и бревна…
После того, как мы прокричались, скоморохи вытащили канат и вновь Весна и Зима принялись бороться. Кто победил?...
Зима
Весна
Борьба в любках – на поясках, на бревнышке, с мешками в кругу стали настоящей битвой за семейное счастье. Бороться выходили мужья и жены, зять и теща, дети и родители, брат с братом… Все от души бились за то, чтобы между ними не было ничего, что мешало бы счастью…
Наши новожены – Ваня и Юля – прошли проверку, как это делалось на Масленицу во многих местах. Новоженами называли тех, кто поженился в прошедшем году. Народ проверял их на Масленицу, проводя с ними простые обряды, которые проявляли, умеют ли молодые вместе решать задачи, уважают ли они друг друга и своих родных, и главное – нет ли помех их любви.
Ирина Багаева каждое весеннее гулянье проводит подобные игры-проверки, которые вошли в наши праздники как обычай. Таких игр собралось в собрании нашей «Повивальни» немало. Мы играли такой обряд: с молодого снимается шапка и народ кричит «Юля мужа не любит».
Молодая должна прибежать и каким-то образом выкупить шапку мужа. Выкупали в народе, давая конфеты или бутылку – если шапку снимали мужики. Для нас – самое главное на празднике – порадоваться за молодых, и наша молодая выкупала плясом, а молодой ей помогал.
Но после того, как шапка выкуплена – молодая должна показать миру, как она обращается к мужу. И молодую учили обращаться к мужу по имени-отчеству, с поклоном.

Когда первая проверка достойно была проведена, песенная артель закричала «Порох на губах» - это намек на то, что у молодого припорошило губы – так как давно молодая его не целовала. Еще одна задачка для молодых, которую надо решить принародно.  Наши молодые успешно решили эту задачу, стряхнув порох с губ горячим поцелуем. Народ радовался - в этой семье царит любовь.

Пора было узнавать – есть ли невесты, которые ждут сватов…
Светлана Пигарева
Яндекс.Метрика