Игры с ряжеными. Медведи
Еще одним местом, где заваривалось Гулянье, был преподавательский семинар, на котором Иван Скоморох, ректор Заповедника, учил нас играть с ряжеными медведями, журавлями, кобылками и шуликоном.
Те, кто проводит праздники, знают, как важно начать играть до того, как ты выходишь к людям. Если ты играешь – то ты можешь поделиться своим состоянием с людьми. А на преподавательском семинаре играли все преподаватели и стажеры, многие из которых и были водящими праздничных потоков… Поэтому праздник получился удивительно легким, несмотря на то, что он был наполнен всевозможными играми и обрядами, большинство из которых были новыми.
Для меня с этого семинара началась сбываться мечта – понять, как же играть народную игру. В случае святок – святочные игры. Никто из этнографов не дает ответа на этот вопрос, хотя описывает множество различных игр. Скоморох же нас обучал именно этой игре. И сейчас нам есть, что осваивать.
Открытием для меня были игры с ряжеными, которые показал Скоморох. В народе сохранился обычай рядиться на многие праздники. По крайней мере, на все основные, связанные с переходами мира – природы и общества - из одного времени года в другое (Святки – зимние и летние, Масленица, Пасха, покров) или человека - из одного состояния в другое (свадьба, похороны, помины). И само понятие ряжения связано с понятием обряжения в какие-то личины, какие-то одежды. И основным признаком ряженого стало то одеяние, в которое он обрядился: вывернутые тулупы, надвинутые на глаза шапки, одежда другого пола или сообщества.
После игр Скомороха для меня понятие ряжения стало намного глубже. Скоморох переводил людей в других существ не с помощью одежды, а видя устройство человека, точнее – три ядра сознания, с которыми, как оказалось, можно играть: разным образом объединять их, вытягивать, добавлять еще четвертое. Мы без всяких дополнительных одеяний узнавали медведей, журавлей, шуликона, коня и кобылку.
Выскажу предположение о том, что то, что сохранила народная культура в виде ряжения, знакомого нам по описаниям 18-20 веков – это отголосок того древнего мировоззрения, когда народ видел мир иначе, чем его потомки, которые стали утрачивать видение души и человека как существа сложного, состоящего из нескольких тонкоматериальных тел.
А если увидеть Душу, то в какие одежки она рядится? В тулупы и шапки? Вспоминая себя, как я «переходила» то в медведицу, то в журавля, то в подгулявшую с друзьями бабеночку, я понимаю, что эти образы, в которых я оказывалась, и есть те одежки, в которые может быть обряжена моя Душа. Так может, обычай рядиться на праздниках – это обычай, не дающий забыть, как устроен человек и как устроен мир, в который пришла его Душа? …
Для того, чтобы понять народные игры, необходимо их отыгрывать, повторяя те действия, которые дошли через толщи веков – до нас. Повторять, повторять, осознавая, что с нами происходит в них, - пока они не начнут открываться
– так, как открылись Святочные игры, показанные Скоморохом. Но одно дело – увидеть, а другое – научиться их вести. И мы учились. Мы брали этнографические описания игр и пробовали в них играть, уже применяя видение устройства человека.
Такой игрой стала широкоизвестная среди русского населения всей страны - игра с ряженым мишкой. Эту игру мы решили провести с ребятишками. Тем более, на наш праздник приехали гости – школьники из Иваново со своими родителями. Их встретила детская ватага колядовщиков, и на посиделки гости пришли уже в ватаге, измазанные, как и полагается на святках, сажей, с полными мешками сладостей.