Мы Вконтакте:
Празднование Святок в Заповеднике народного быта, г. Иваново. 2011 год
Колядовщики
Мы проводим в Заповеднике гулянья пять лет,  отыгрывая те народные обычаи и обряды, на которые откликаются наши души. Праздничная дружина постоянно ищет новые игры и обряды, и в то же время, у нас уже складываются обычаи празднования, которые  становятся неотъемлемой частью праздников, которые ждут и к которым готовятся наши друзья – и дети, и взрослые. 
Одним из укоренившихся в наших святочных гуляниях обычаев стали колядования – обходы дворов колядовщиками с пением колядок – пожеланий блага хозяевам и закликами Коляды, Овсеня, Нового года.
Обычно для колядования в Заповедных гуляниях собираются две ватаги: взрослая и детская. Они обходят все дома в Заповеднике, поют пожелания хозяевам и требуют, как и полагается колядовщикам, даров.
Обычай требовать дары идет из древнего, общинного уклада жизни, когда отказ давать дары Коляде, чьи жрецы обходили дома, мог повлечь кару всей общине. Жрецы строго следили, чтобы все члены общины одарили Коляду. В случае отказа или скупости, они пели корильные песни хозяевам и чинили святочные бесчинства. 
Наши колядовщики очень ответственно подходят к своему делу – завидя кого-то из неоколядованных, они направляются к нему  и поют пожелания. После такой заботы трудно не одарить тех, кто желает тебе блага,  здоровья и богатства. После того, как все дома обойдены, колядовщики направляются в середу – место наших посиделок, где получают дары от участников гулянья.
Наколядованные дары колядовщики выкладывают на общий пир.  И это – обрядовое поведение, которое было принято в народе: накалядованные деньги могли идти на откуп избы для посиделок и закуп свечей и вина, а еда выкладывалась на общий стол.
Отклики участников Гулянья
 
*****
Коротко опишу, как песенный класс праздновал Святки и с колядками прошёл по Заповеднику. Мы распределили по несколько колядок каждому, а две большие выучили все, кто был в классе. Наша группа была очень живописной.
Некоторые колядовщики были в масках, другие - нарумяненные, третьи - в народных нарядах. С нами была ещё ряженая пара - двухметровая Невеста, закрывавшая лицо фатой, и её Жених-казачок, ростом немного выше пояса Невесты. Шумно и весело, под звон бубна и звуки свистулек, мы обходили дома и не пропускали встреченных
на пути людей, пели им колядки с добрыми пожеланиями.
Водящая песенной ватаги гулянья – Полина Когай - очень точно дала образ пропевания колядок, и мы, действуя по нему, прошли по всему Заповеднику. Приходя в дом, спрашивали, дома ли хозяин. Потом спрашивали разрешения спеть колядки. И только получив согласие хозяев, начинали петь.
Было приятно, что нас везде ждали, готовились к встрече с нами и радовались нашему приходу. И, кто чем мог, одаривали нас. Я стали видеть за этим действием не какую–то игру, а что-то большее. Это было творение нового доброго мира, в котором будет добро, богатство и счастье.
Марго
*****
На святках мы колядовали. Было две ватаги: наша и детская. Желающих колядовать в оказалось много, и ходили мы по Заповеднику большой и шумной ватагой, пели как своим, так и гостям. Любопытно было наблюдать состояние людей, которые только приехали в Заповедник, и тех, кто уже какое-то время живет в нем. Вновь приехавшие и гости явно выделялись, они были словно из другого мира. Многие просто терялись, когда мы просили разрешения спеть колядку. Наши же радостно нас встречали и одаривали тем, что было: кто пряником, кто конфетами, а кто и «денюжкой». 

В переписке дружины гуляния со Скоморохом при подготовке гуляния, Скоморох писал, что колядовщики буквально требовали у народа, что бы их одаривали, они имели на то право. Пусть даже мелочью – неважно - но одарить было нужно. Важно то, что этот дар позволит  всем миром перейти в мир новый, в котором будет весна и снова начнется жизнь, новая жизнь. Многие из тех, кто приехал на наш праздник, готовились заранее.  Даже директор Заповедника выгреб нам мелочь из карманов.

В этот раз я отметил, что все люди воспринимались по разному, в зависимости от того, спели мы им колядку или еще нет. Было ощущение, что мы словно ходим меж двух миров и перетаскиваем тех, кому поем и кто нас одаривает, в другой мир, в новый мир. «Пропетый» человек становился будто светлее и ярче, словно проявлялся в том, новом мире, где начинается новая жизнь… 
В этот раз мы вырезали из бересты три личины, одну из них носил я, две другие – девчонки. Ощущение под личиной - удивительные и странные. Казалось бы, простой кусок бересты, но буквально через некоторое время, как я его одел, что-то со мной произошло. Было ощущение, что я стал иным существом, а, может, другое существо смотрит на этот мир через мои глаза - точно так же, как я смотрел через прорези личины. Из-за личины я видел людей несколько иначе - яснее и глубже что ли. А может, это и не я их видел... Во всяком случае, на обсуждении гуляния народ делился, что мы в личинах выглядели как-то иначе, а мой приятель даже не узнал меня, когда я спускался по ступеням середы. Любопытно было это слышать со стороны, потому, как и, правда, я не ощущал себя привычным образом. 

Все время мы желали добра и богатства всем встречным. В итоге наколядовали много сладостей и кучу мелочи, - народ был щедрый. Наколядованные деньги мы передали в кружку Заповедника, и та мелочь, которой нас одарил директор Заповедника, вернулась ему с лихвой. Это было своего рода доказательством, что наши пожелания работают. Уверен, что и всем, кому мы колядовали, в этом году прибудет.
Окольша
Яндекс.Метрика