Мы Вконтакте:
Празднование Святок в Заповеднике народного быта, г. Иваново 2011 год
Обрядовая пища
По сложившемуся обычаю перед большими семинарами в Заповеднике четыре раза в год наше Общество проводит гулянья, основанные на тех обрядах и играх народного календаря, о которых мы узнаем из этнографических источников, в наших экспедициях и друг от друга, потому что каждый из нас – осознает он это или нет – является хранителем тех обычаев, которые были в его семье. А эти обычаи, в свою очередь, являются частью культуры народа, и многие из них пришли в наши семьи из давнего прошлого.
Таким обычаем в моей семье были бабушкины «постряпушки» - небольшие булочки из сдобного теста, которые она пекла всегда, обучала меня и которые я никогда не воспринимала как что-то старинное и то, что надо сохранить. Лишь недавно, читая исследования этнографов об обрядовом печенье, я обратила внимание на  описания печенья в виде знаков плодородия – женских и мужских, которые дошли
испокон веков и несли магическое назначение: человек, съевший такое печенье должен был обрести плодородие.  И до меня дошло: я все свое детство ела у бабушки именно такое печенье. По словам бабушки, его стряпала ее мама, а до нее – ее бабушка – переселенцы с курских земель на Южный Урал в начале 20 века.

Как-то в беседе с Ларисой Орловой об этом печенье, она рассказала, что и ее бабушка пекла подобное в Оренбургской области, которая расположена рядом с Челябинской, где жила моя бабушка.
Мне захотелось угостить своих друзей такими «постряпушками». Я обратилась к Ирине Бобошиной с предложением  настряпать для праздника бабушкиных постряпушек. Ирина готовит замечательное сдобное тесто, и мне захотелось научиться у нее такое тесто делать. У нас появились помощницы, с которыми мы за день до гулянья наделали постряпушек – женские и мужские знаки плодородия - «кунки» и «штаны» и знаки солнца. - «гребешки».

Все они делаются на основе… скрутки из теста, схожей с основой народной тряпичной куклы.
Возможно, такое совпадение – случайно, но слишком заметное сходство, чтобы от него отказаться, не проведя исследование, которое может вывести на единые корни и куклы-скрутки и этого печенья.

Мне хочется еще добавить, что наше Гулянье «заваривалось» в нескольких местах. И место у печки, где пеклись постряпушки и готовился морс, напоминало мне праздники у бабушки, когда собирались накануне праздника в одном доме женщины из нашей родни и готовили еду, включая нас, ребятишек, в эту подготовку.  Так было тепло и душевно.

Пигарева Светлана
Фото – Ольги Ляшковой и Юли Завьяловой
Яндекс.Метрика