Юлия Долгова,
представитель ОРНК «Большая Медведица»
Староверы в Вудберне
(штат Орегон, Америка)
Знакомство со староверами
Недавно при поддержке Заповедника народного быта (Иваново) и ОРНК «Большая Медведица» мне удалось съездить в Вудберн – американский город в штате Орегон, который в середине 1960-х годов начали заселять русские старообрядцы, переехавшие из Китая, Турции, Бразилии. Об истории их появления в Америке можно прочитать прекрасную статью «Русский хозяин в Орегоне» (http://www.pereplet.ru/text/ppp.html).
Моей задачей в поездке к русским старообрядцам было узнать как можно больше о народной культуре, что они смогли сохранить за времена стольких скитаний по миру.
Устраивая поездку, мне повезло – на наше со Светланой Пигаревой письмо откликнулся Павел Выговский. Он довольно долгое время в 70-80 гг. работал школьным учителем у детей старообрядцев и занимался изучением их культуры и религии. Благодаря ему, мне удалось познакомиться с некоторыми людьми, которые и рассказали о своей русской жизни в Америке.
Нам посчастливилось побывать в семье Жарковых: Ульяны (настоящее, говорит, имя - Июлиана) Васильевны (в девичестве Кузнецовой), 1950 г. рождения, рожденной в Китае, и Евлампия Артемьевича, 1947 г. рождения, он из «турчан», как их там называют, из некрасовских.
Живут старообрядцы в Вудборне в большинстве своем неплохо, крепко уже стоят на ногах. В основном все имеют «фармы», как они говорят, многие выращивают ягоду. На этом и поднялись. Но, судя по рассказам, стоило им это немалых усилий. И вообще, читая о них и общаясь с ними, я поняла, что умеют трудиться они, как никто другой. Рассказывали, что раньше, когда они еще не имели своих полей, на чужих работали, вставали в 4 утра, детей заранее в машине спать укладывали, чтобы не будить рано, ехали на поле с ягодой и на весь день – собирали. Говорят, что староверов на работу брать все очень любили, так как они всегда работали честно и хорошо. И это несмотря на то, что у них много праздников, в которые им по календарю не положено было работать! Все равно брали.
Дети чуть подрастали – сразу же им помогали, и, говорят, что дети всегда больше взрослых собирали. Говорят, вот только младшие у них «в шоколаде» выросли, уже не пришлось так работать, как старшим.
Детей в семье Жарковых – девять. Большинство уже поженились да замуж повыходили. Один сын живет в России, в старообрядческом монастыре, в Сибири.
Что касается народных традиций, обрядов, то что-то сохранилось, но многое, как и везде, уже не поддерживается. Говорят, конечно, не поем уже, не собираемся, как раньше, молодежь уже просто гуляет, с барбекью да пивом, забывают песни. Да что песни – уже говорить по-русски не хотят. Ульяна Васильевна говорит, что некоторых своих внуков уже и не понимает, так как английский она плохо знает, а внуки - по-русски никак.
Единственный сильный обряд, который до сих пор дожил, и многое что в нем сохранилось – это свадьба. Хотя и в нем изменения, говорят, тоже уже есть. И вот на свадьбе-то, говорят, можно еще услышать песни. Да и спляшут
иногда.
Из того, что сохранилось, но претерпело изменения – это одежда. Замужние женщины там, как и прежде, не могут ходить с непокрытой головой. У всех женщин - две косы, спрятанные под шашмуру (такой как бы специально сшитый чепчик). Волосы они никогда не стригут – равно, как мужчины – бороду.
Я попросила Ульяну Васильевну показать мне, как они завязывают платок на голову. И она мне показала, да еще и подарила мне и шашмуру, и платок!