Мы Вконтакте:
Этнографические экспедиции
Пигарева Светлана
Как оформлять фольклорно-этнографические сборы

Фольклорно-этнографическими сборами называются сборы сведений о различных сторонах народной жизни – духовной и вещественной. Сведения эти черпаются из разговоров с жителями разных мест, представителями различных сообществ, записи их песен, сказок, загадок и т.п., непосредственного участия в их жизни – бытовой и праздничной, обучения ремеслам и наблюдениями за жизнью – как одного человека – носителя культуры определенного места, так и всего села, деревни или сообщества.  Фольклорные сборы направлены на сбор устного народного творчества: песен, сказок, былин, быличек, загадок, игры и так далее. Этнографические направлены на описания  самих действий обрядов, сбор ремесел и промыслов, а так же сбор вещей для этнографических коллекций музеев.

Сборы обычно записываются с помощью карандаша - ручки и бумаги, фото-, видео –, аудиотехники и, при необходимости, дополняются анкетами, зарисовками, схемами. Каждый документ – будь то записи в блокнотах, тетрадях, полевых дневниках, а так же видео-, аудио-, фото – записи должен иметь свой научный паспорт, который даст основные сведения об источниках сбора.


Как правильно оформлять сборы

1. Шапка любого сбора

1. Каждый сбор начинается с указания того предприятия или человека, который проводит сбор
2. Места
3. Даты
4. Номер или шифр кассеты с видео или аудио записью
5. Имена всех, кто проводил сбор

Например:

НП ОРНК «Большая Медведица»
Пос. Полтавский
Карталинского района
Челябинской области
22 сентября 2011г.
Полевая дружина: С.И. Пигарева, А.А. Благодарев, А.А. Благодарева

КАР, 2011.1-2.

Если это частный сбор:

Частный сбор И.И. Ивановой


2. Фольклорно-этнографический паспорт собеседника-
заполняется на каждого собеседника. Если в беседе участвует несколько человек, надо записать сведения о всех участниках.

1. Фамилия, имя, отчество
2. Если собеседница – женщина, то надо указать ее девичью фамилию
3. Год рождения
4. Место рождения
5. Место жительства. Если место жительства отличается от места рождения, то объяснение – каким образом человек попал в это место
6. Желательно – образование
7. желательно – род деятельности
8. Если человек еще что-то рассказывает о себе, что на ваш взгляд, стоит записать, то надо записать эти сведения

Например:

Иванова Пелагея Ивановна (дев. – Петрова)
1927 г.р.
уроженки с. Петухи Ключевского района Алтайского края
жительницы С. Ключи Ключевского района Алтайского рая. В с. Ключи переехала, выйдя замуж.
образование –  3 класса
всю жизнь проработала дояркой на местной ферме.
По словам Пелагеи Ивановны, с детства она любила петь и вышивать. В е доме – много вышивки, сделанной собственными руками: «Это я от мамы получила…»


3. Паспорт (описание) этнографической вещи (предмета)
- заполняется на каждую вещь, пишется под порядковым номером (даже если это одна вещь) и включает в себя:

1. Название вещи – общепринятое и, если у вещи есть местное название, – записать его на местном языке с указанием в скобках народа,  в том произношении, которое принято в данной местности. Например: Пояс женский – кулан (некр. казаки)
2. Место бытования вещи – подробно, с указанием села, района, области ли края
3. Имя хозяина вещи – фамилию, имя, отчество, год рождения или годы жизни
4. Имя того, кто передал вещь (это могут быть разные люди)
5. Имена тех, кто принял вещь. Если вещь принята несколькими людьми –участниками экспедиции, к примеру, то записываются имена всех участников.
6. дата получения вещи
7. способ получения: дар, покупка (цена), обмен (на что)
8. Размеры в сантиметрах, граммах, каратах. Если надо выделить несколько значений - к примеру, общую длину и длину какой-то части, то надо записать последовательно цифру и в скобках после нее дать пояснение.
9. Материал, из которого изготовлена вещь.
10. Способ изготовления вещи.
11. Чем и каким образом украшена вещь – если есть украшения.
12. Прилагается ли фото. Если да – то его номер.
13. Если есть клейма, штампы – то указать и их, как они выглядят, что на них написано или изображено.
14. Сохранность (есть ли повреждения – какие)
15. Легенда – сведения о происхождении и жизни вещи


Например:

1. Пояс мужской (Кушак)
2. с. Коча Кочевский р-н Пермский край
3. источник (хозяин): Иванова Ефросинья Пименовна, 1902-1996 г.ж., жительница с. Маскали Кочевского р-на Пермского края
4. передал: Петров Василий Иванович, 1954 г.р., житель села Коча
5. приняли: Пигарева С.И., Благодарев А.А., Бобошина И. В., Когай П.П.(участники экспедиции, сотрудники НП ОРНК «Большая Медведица»)
6. 27 августа 2010г.
7. передано в дар
8. длина - 300 см. (общая), ширина – 7 см, длина кистей -12 см.
9. Изготовлен из шерстяных нитей черного, синего и красного цвета. Черные и синие нити – фабричные, красные – окрашены домашним способом. Пока непонятно, каким.
10. Способ изготовления - ткачество на стане
11. Узор – синие ромбы на черном поле с красными полосами – вдоль всего пояса. Украшен узелками на концах нитей кистей.
12. есть фото – КП 2010 – 234.
13. –
14. пояс хорошей сохранности, с одной стороны распустились нити.
15. Пояс принадлежал мужу Ефросиньи Пименовны. Одевался по торжественным случаям с праздничной рубахой. Повязывался вокруг пояса два раза таким образом, чтобы концы свешивались с обеих сторон. Был соткан матерью мужа и подарен ему на Пасху.
Яндекс.Метрика