Мы Вконтакте:
Этнографические экспедиции
Кемеровская область. п.Чеболсу
 
Родительский день в селе Новые Богены (Молдова)

Поездки к своим родным раньше я не рассматривала как этносборы. Но в этот раз вместе с моими родными поехала Ольга Ивановна Ляшкова, сибирский представитель Общества, полевой этнограф, имеющий богатый экспедиционный опыт, и провела настоящий этнографический сбор обычая справлять Проводы – Родительский день в селе, где родилась моя мама – селе Новые Богены. Помогла мне увидеть обычаи нашей семьи как часть сохранившейся культуры тех мест, откуда мы родом.

Я расскажу, как проходят Проводы сейчас, в селе Новые Богены.
В этот день в село приезжают все родственники тех, кто живет в селе, и тех, кто похоронен на сельском кладбище. Именно в этот день в селе и на кладбище можно встретиться со всеми. Приезжают дети, внуки, привозят правнуков. На кладбище обычно, как говорят, яблоку негде упасть. Все стремятся приехать в родное село именно в это день.

К этому дню готовятся заранее: убирают на могилках, покупают вещи, конфеты, из которых потом делают кладочкито, что потом дадут на кладбище за поману своих родных. Кладочки обычно делают их калача или пасхи. Также их делают из тарелочки или чашечки, могут взять ведро или тазик (как я понимаю, любую емкость, которую можно наполнить едой). Также кладут платок, конфеты, печенья, яйца. Ставят свечу и – обязательно - спички. Моя бабушка нам, детям, давала за поману деревца, на которых были привязаны конфеты и печенье. Деревце делалось, помню, из ветки дерева. Например, вишневого. Каждая семья делает столько кладочек, сколько ушедших родственников они хотят помянуть.
С собой на кладбище берут так же еду и питье.

И вот к обеду Родительского дня люди начинают собираться на кладбище. Несут с собой большие тяжелые сумки, в которых лежит все, что приготовили. Начинаются радостные встречи тех, кто давно друг друга не видел, разговоры о том, как идут дела. Кладочки выкладываются на могилы тех родных, за кого эти кладки будут давать. На могилки ставят еще стакан - обычно, с вином. Могилы окуривают ладаном.

Все ждут батюшку – священника из церкви соседнего села. Пока он не придет и не проведет нужные обряды, никто больше ничего не делает. В этом районе - один священник на несколько сел, и люди терпеливо ждут его, порой, несколько часов. За это время все здороваются другом с другом, успеют наговориться. Когда приходит батюшка, все дают ему список тех, кого надо помянуть, и батюшка с помощниками из хора читает молитвы и поминает всех усопших. Потом он с хоругвиями ходит по всему кладбищу, кропит могилы и людей святой водой, проливает из стаканов, которые стоят на могилках, вино на могилы. Когда он заканчивает эти обряды, люди начинают давать друг другу за поману
Дают кладочку и говорят, за кого дают, за чью душу. Как мне сказали в этом году, раньше старались давать исключительно чужим людям. И люди знали об этом и даже специально приходили на кладбище. Теперь собираются больше родственники, и так получается, что дают за поману своим же близким. Но моя бабушка, помню, давала за поману нам же - внукам, детям. И так получается, что ты приходишь с сумками на кладбище, и с ними же и уходишь, так как получаешь такие же подарки, какие сам и раздаешь.

Когда этот обряд заканчивается, все едят и пьют. Обычно мы делаем один общий стол с моими родителями, сестрами и братьями, тетями, сестрами моего деда и их детьми и внуками. Нас сбирается очень много. Каждый выкладывает то, что принес, и мы едим, пьем (тут, конечно, не обходится без домашнего вина), разговариваем.
Когда наедятся и наговорятся, все потихоньку собираются и идут домой. Многие уезжают прямо с кладбища в дальние села и города, так как приезжали именно сюда на один только день.
Вот так проходит этот день.

Еще я хочу описать свои ощущения от Проводов.
Раньше меня возили на Проводы родители. Когда мы не могли приехать, бабушка сама приезжала к нам чуть позже и привозила за поману. Сейчас меня саму тянет каждый год в село, и я уже сама устраиваю эту поездку для себя, для родителей, для тети.
Я заметила, что в этот день можно пообщаться с ушедшими родными, сказать на могиле то, что не сказала или то, что хочется сказать, подумать о жизни. Сложно передать то состояние, которое витает в воздухе и царит в душе на кладбище в этот день. Оно какое-то чистое, спокойное, мирное, радостное. И я думаю, что души ушедших родных приходят к нам в этот день, что они как-то ближе, чем обычно.
Время Проводов еще очень красивое – как раз весна, деревья цветут, летают бабочки..
Я читала описания этнографов разных обычаев справлять этот день в разных местах – у русских, украинцев. Есть высказывание, что весь Род  в этот день хороводом становится. В нашем селе это именно так и ощущается. Людей тут объединяют давние родственные связи, общая история семей и села. И все ощущаются одним целым, так или иначе все другом с другом связаны.

Анна Буняк,
Тирасполь
Яндекс.Метрика