Родительский день в селе Новые Богены (Молдова)
Поездки к своим родным раньше я не рассматривала как этносборы. Но в этот раз вместе с моими родными поехала Ольга Ивановна Ляшкова, сибирский представитель Общества, полевой этнограф, имеющий богатый экспедиционный опыт, и провела настоящий этнографический сбор обычая справлять Проводы – Родительский день в селе, где родилась моя мама – селе Новые Богены. Помогла мне увидеть обычаи нашей семьи как часть сохранившейся культуры тех мест, откуда мы родом.
Я расскажу, как проходят Проводы сейчас, в селе Новые Богены.
В этот день в село приезжают все родственники тех, кто живет в селе, и тех, кто похоронен на сельском кладбище. Именно в этот день в селе и на кладбище можно встретиться со всеми. Приезжают дети, внуки, привозят правнуков. На кладбище обычно, как говорят, яблоку негде упасть. Все стремятся приехать в родное село именно в это день.
К этому дню готовятся заранее: убирают на могилках, покупают вещи, конфеты, из которых потом делают кладочки – то, что потом дадут на кладбище за поману своих родных. Кладочки обычно делают их калача или пасхи. Также их делают из тарелочки или чашечки, могут взять ведро или тазик (как я понимаю, любую емкость, которую можно наполнить едой). Также кладут платок, конфеты, печенья, яйца. Ставят свечу и – обязательно - спички. Моя бабушка нам, детям, давала за поману деревца, на которых были привязаны конфеты и печенье. Деревце делалось, помню, из ветки дерева. Например, вишневого. Каждая семья делает столько кладочек, сколько ушедших родственников они хотят помянуть.
С собой на кладбище берут так же еду и питье.
И вот к обеду Родительского дня люди начинают собираться на кладбище. Несут с собой большие тяжелые сумки, в которых лежит все, что приготовили. Начинаются радостные встречи тех, кто давно друг друга не видел, разговоры о том, как идут дела. Кладочки выкладываются на могилы тех родных, за кого эти кладки будут давать. На могилки ставят еще стакан - обычно, с вином. Могилы окуривают ладаном.
Все ждут батюшку – священника из церкви соседнего села. Пока он не придет и не проведет нужные обряды, никто больше ничего не делает. В этом районе - один священник на несколько сел, и люди терпеливо ждут его, порой, несколько часов. За это время все здороваются другом с другом, успеют наговориться. Когда приходит батюшка, все дают ему список тех, кого надо помянуть, и батюшка с помощниками из хора читает молитвы и поминает всех усопших. Потом он с хоругвиями ходит по всему кладбищу, кропит могилы и людей святой водой, проливает из стаканов, которые стоят на могилках, вино на могилы. Когда он заканчивает эти обряды, люди начинают давать друг другу за поману.
Дают кладочку и говорят, за кого дают, за чью душу. Как мне сказали в этом году, раньше старались давать исключительно чужим людям. И люди знали об этом и даже специально приходили на кладбище. Теперь собираются
больше родственники, и так получается, что дают за поману своим же близким. Но моя бабушка, помню, давала за поману нам же - внукам, детям. И так получается, что ты приходишь с сумками на кладбище, и с ними же и уходишь, так как получаешь такие же подарки, какие сам и раздаешь.
Когда этот обряд заканчивается, все едят и пьют. Обычно мы делаем один общий стол с моими родителями, сестрами и братьями, тетями, сестрами моего деда и их детьми и внуками. Нас сбирается очень много. Каждый выкладывает то, что принес, и мы едим, пьем (тут, конечно, не обходится без домашнего вина), разговариваем.
Когда наедятся и наговорятся, все потихоньку собираются и идут домой. Многие уезжают прямо с кладбища в дальние села и города, так как приезжали именно сюда на один только день.
Вот так проходит этот день.
Еще я хочу описать свои ощущения от Проводов.
Раньше меня возили на Проводы родители. Когда мы не могли приехать, бабушка сама приезжала к нам чуть позже и привозила за поману. Сейчас меня саму тянет каждый год в село, и я уже сама устраиваю эту поездку для себя, для родителей, для тети.
Я заметила, что в этот день можно пообщаться с ушедшими родными, сказать на могиле то, что не сказала или то, что хочется сказать, подумать о жизни. Сложно передать то состояние, которое витает в воздухе и царит в душе на кладбище в этот день. Оно какое-то чистое, спокойное, мирное, радостное. И я думаю, что души ушедших родных приходят к нам в этот день, что они как-то ближе, чем обычно.
Время Проводов еще очень красивое – как раз весна, деревья цветут, летают бабочки..
Я читала описания этнографов разных обычаев справлять этот день в разных местах – у русских, украинцев. Есть высказывание, что весь Род в этот день хороводом становится. В нашем селе это именно так и ощущается. Людей тут объединяют давние родственные связи, общая история семей и села. И все ощущаются одним целым, так или иначе все другом с другом связаны.
Анна Буняк,
Тирасполь