Мы Вконтакте:
Этнографические экспедиции
Коми-пермяки.
О сборах у коми-пермяков  (август-сентябрь 2009 года)
Села Большая Коча,  Кочёво Кочёвского района Пермского края (ОРНК Большая Медведица, Заповедник народного быта)
 
    Полевая дружина: Светлана Ивановна Пигарева, Анатолий Антонович Благодарёв, Ирина Валерьевна Бобошина, Полина Пенчеровна Когай.
 
    В конце августа— вначале сентября мы ездили снимать древний обряд, который проводят жители села Большая Коча — обряд Быкобой и провести «общий» сбор, своего раздведку — что сохранилось «от старины» у коми-пермяков и стоит ли нам еще предпринимать подобные поездки в этот край. Коротко скажу — стоит. Мы сняли больше 1000 фотографий обряда Быкобоя и празднования 430-летия Большой Кочи, народной одежды, старинных поясов, местных жилищ и строений, экспонатов музеев районного центра — села Кочёво и музея города Кудымкар, а так же изделий местного художника из села Пармайлово, который из дерева создает образы народной мифологии и обрядовую пищу— местные шаньги «пирог-гэз» и «шамтам-шаньга».
 
    Сняли на видео Быкобой, немного местный пляс «Тупи-тап».
 
    Тетя Люба — местная жительница, у которой мы жили в доме, показала нам, какие куклы они делали в детстве — простую скрутку. У тети Любы мы записали несколько русских песен, сохранившихся в коми-пермяцком свадебном обряде. Эти песни — старинные, судя по их словам и образам, которые в них пропеваются. Песни - очень красивые.
  
Записали несколько легенд. Хотя нам рассказывали их местные жители, образованные, и ссылавшиеся на книги. Но из их уст эти легенды воспринимаются как то, что хранится в сознании народа коми, а не нечто выученное. Ценным сбором стали для нас записи бесед о колдовстве и местной магии — быличек. Мы записали несколько быличек, которые рассказывали наши собеседники либо о своих знакомых, либо о себе. Коми-пермяки хранят знания о видении мира, населенном душами и духами.
    Мы только начали расспрашивать о народном целительстве — нам упомянули о некоторых способах — о лечении травами, об убирании щетинки-кочерги у детей и убирании сглаза и порчи.
    Нам немного рассказали о свадебном обряде, обряде родин и обряде поминовения умерших. Обряд поминовения умерших на сороковой день — сорочИны» - прощание с ушедшим — вначале с его телом, потом — с душой. Обряд, потрясший меня своим видением.
    У коми сохранилось много старинных вещей, и нам подарили для Музея заповедника прялку и два крашеных веретена, женский пояс — покрым» и головной убор девушки, домотканую скатерть, куклу и мы обрядовую лепешку — шактым-шаньга» из пресного теста из манки, яиц и сметаны.
    В поездке мы познакомились с несколькими людьми, которые приглашали нас еще, говорили «Не забывайте к нам дорогу» и готовы помогать нам дальше в наших сборах.
 
Светлана Пигарева,
председатель ОРНК Большая Медведица
Яндекс.Метрика