Мы Вконтакте:
Этнографические экспедиции
Ярославская область
Прыткова Наталья, мастерица – вышивальщица Музея-Заповедника народного быта, преподаватель Дома Ремесел Музея-Заповедника народного быта:
«Нашей задачей на сборах было сделать видеозапись кадрили в большом помещении, чтобы можно было создать фильм о ярославской кадрили и научиться ее плясать.
На сборы нам удалось пригласить трех бабушек:  Галину Петровну Рождественскую (1927 г.р.), гармониста Серафиму Ивановну Клепикову (1926 г.р.) из села Середа и Лидию Васильевну Доросееву (1942 г.р.) из села Федурино (это в трех километрах от Середы).
Собрались мы в Доме Культуры, вначале попили чай с пирогами из местной столовой (вкусные!) и разговорились. 
Бабушки рассказывали о Беседах, на которых они просто прогуливались по улицам, плясали кадриль, играли в разные игры, пели и плясали разные плясы - русскую, цыганочку, дробили …

Кадриль в этих местах называли «козулей»,  и у них она была шестизарядная. Это в одной «козуле» - шесть кадрилей: первая, вторая  и т.д.
Про «козулю» здесь говорят, что ее гуляют. Гуляют ее под гармонь, под песню, или под балалайку.

Лидия Васильевна вспомнила припевки на все шесть кадрилей  в "козуле" и спела нам, мы все засняли.
А потом плясали "козулю".  Ее  пляшут четверкой (две пары). Можно  несколькими четверками  плясать одновременно, если  позволяет  место. У нас плясали Лидия Васильевна с Галиной Петровной и Иван с Юлей.

Она пляшется в быстром темпе,  нужно успеть сплясать все коленца под припевку. Нам  приходилось останавливать и повторять пляс, чтобы понять, как идет движение. Вообще, это красивая и, можно сказать, узорная кадриль, в каждой кадрили гуляется свой узор пляса.

Потом плясали «козулю» под гармонь.
Играла на гармони  известная в селе  гармонист  Серафима Ивановна. Она играет на гармони и на балалайке. Научилась играть еще в молодости у своего старшего брата. Серафима Ивановна рассказывала, что у него гармонь «ой, как выговаривала». Она всегда играла на Беседах и помнит все наигрыши «козули».
А сейчас она уже не играла на гармони очень давно, потому  что ее гармонь дома сломалась. Иван привез свою гармонь,  и она вначале на ней какое - то время вспоминала наигрыши, а потом разошлась и чудно играла. Правда, уставала и отдыхала, говорила, что пальцы уже не те, но ведь ей уже 89 –й год пошел!.. Просто чудеса какие - то, бабушки веселые, озорные и плясуньи! Лидию Васильевну невозможно остановить, она поет, и тут же в пляс пошла!
Плясала дроби, русскую, цыганочку. Мы пробовали  вместе с ней дробить, сразу не получается. Смотришь - вроде бы просто, - а нет. Она рассказывала, что у тети своей училась. Как училась - плясала вместе с ней на Беседах и освоила. Вот мы теперь будем осваивать эту кадриль.  Обещали бабушкам, что летом встретимся, и они будут принимать у нас экзамен.
Жаль, что они не смогли нам показать мужские дроби, и показать - то уже некому. Все вокруг, кто плясал, уже ушли или уже не могут плясать. Лидия Васильевна сказала, что они дробили по - другому, не ходили, а дробили на месте, притопывая.
Мы еще записали несколько игр, в которые они играли на Беседах. Очень интересная игра, где парень мог девчонку и ремешком прихлестнуть, если она  не выполняет правила игры. Будем играть в них на семинарах в Заповеднике.  
От души благодарили их, подарили небольшие подарки. А они были благодарны нам за то, что мы обучаемся, и нам это нужно.

Директор дома Культуры Валентина Константиновна -   радушная хозяйка. Она помогала  осваивать кадриль, показывала некоторые движения - как правильно  их гулять.  Она уже работает около 20  лет  здесь  и, конечно,  знает  эту «козулю».
Обучает детей  и молодых, прекрасно поет все песни, которые пели нам бабушки. Но это отдельный рассказ. Мы пригласили ее к нам  в Заповедник на праздник и просто на экскурсию,  она говорила, что соберет  своих работников и обязательно приедет».
Яндекс.Метрика