Пока они вспоминали, гармонист говорил бабушкам: «Спляшите «Кобылку»-то, «Кобылу»-то спляшите». Одна из бабушек рассмеялась, припоминая этот пляс. А другие никак не отозвались. Я предполагаю, что это - тот же самый пляс, как и «Козуля», но в чем-то есть отличие. Гармонист сказал, что там тоже шесть колен. Это я взяла себе на заметку.
«Трояка» сплясали, устали. Отдохнули немного, и пошли плясать «Русского» с частушками.
Попробую описать, как в той местности пляшут «Русского».
Пляшущие ходят по кругу друг за другом, дробят и поют частушки. Гармонист играет. Кто-то один начинает петь частушку, плясать в этот момент перестают, просто тихо идут дальше по кругу или же разворачиваются все в середину круга и на миг останавливаются. Гармонист в это время играет тише, чтобы было слышно, о чем поется, другие подхватывают частушку и допевают уже все вместе. И дальше идут по кругу плясать-дробить, а как кто-то запевает следующую частушку, снова останавливаются и как бы прислушиваются, о чем запел другой. И снова подхватывают. И так далее. В плясе «Русского» движение идет против солнца. Раньше плясали «Русского» все вместе - и парни, и девки.
В «Козуле» – так же пляшут и поют частушки. Отличие - в том, что в «Козуле» пляшут с переходами и в шесть колен. И в «Козуле» девки должны стоять по внешнему кругу, а парни пляшут во внутреннем круге и двигаются по кругу, против солнца, пока не дойдут до своей девки. А потом делают кружения и подкрутку. И снова идут плясать, а кружения уже делают с чужой девкой, и так далее. Там есть разница, в каком колене и с которой девкой делают кружения.
Когда не было парней, то девки плясали во внутреннем круге. Но не подражали парням, и не плясали за парней, а выплясывали себя, дробили и кружились «по- девчоночьи». А потом девки менялись в парах. Кто стоял, - идут плясать, а кто плясал – встают на места во внешнем кругу, и делают кружения со своей парой.
На вопрос, чем отличается кадриль от «Козули», Михаил Петрович ответил так, что кадриль - это тоже самое, что и «Козуля», только в кадрили песни поют, а не частушки. Например, в пятом колене пели песню «Светит месяц, светит ясный…». И в каком-то колене плясали краковяк. Как? Не рассказали пока. Наигрыш на гармони для краковяка я записала у Михаила Петровича.
Бабушки плясали много и устали изрядно. Я уговорила их показать, как плясали «Семёновну» и «Яблочко».
Как плясать «Семёновну», - согласилась показать Нина Александровна Букланова. Нина Александровна то по кругу ходила, приплясывая, то - перед гармонистом, с песнями.
Предполагаю, что «Семёновну» раньше плясала одна девка, а гармонист играл.
Затем плясали «Яблочко». Хотя «Яблочко», как говорит Михаил Петрович, раньше плясали только мужики. А я попросила бабушек, чтобы примерно показали, как пляшется. Двое бабушек вышли и показали. Это - Ираида Николаевна Ермакова и Галина Евгеньевна Толоконцева. Они плясали
друг перед другом. Ираида Николаевна расплясалась так, что пляс останавливать не хотелось. Красиво у них получилось.
Потом танцевали вальс – фокстрот, как назвал Михаил Петрович: «Старушка не спеша, дорожку перешла…». Очень простой танец в парах и наигрыш к нему - приятный, легкий. В первую поездку я этот танец приняла за краковяк, в этот раз уточнила.
Дальше танцевали просто медленные танцы в парах под наигрыши забытых песен, наверное, советского времени.
Спросила про «Барыню» - помнят ли, как плясали? В наших местах, оказалось, не плясали, а сказали, где можно найти. Я это тоже взяла себе на заметку.
И еще в этот раз напели много частушек. Сбор частушек опубликую в нашем «Вестнике».