Занятия и семинары
Лариса Аркадьевна Смышляева,
руководитель Мастерской народной одежды и вышивки
 
Занятие строчевой вышивки в Новокузнецке
 
16 июня завершилось двухдневное занятие по строчевой вышивке, которое я, как преподаватель строчевой вышивки и руководитель Мастерской, проводила в Новокузнецке.
 
Занятие было посвящено одной разновидности строчевой вышивки – крестецкой, которой я обучалась у новосибирской вышивальщицы –Надежды Михайловны Буковой.
 
На занятии было четверо взрослых и одна девочка-третьеклассница – дочь одной из учениц. Из них: Оксана уже хорошо вышивает, Светлана обучалась ивановской строчевой вышивке на одном подобном занятии в Новокузнецке, Ирина и Наталья с дочерью Соней – новички в вышивке.
Я начала занятия со знакомства – что занятие проводит Мастерская народной одежды и вышивки ОРНК, немного рассказала об ОРНК, а также о мастерских  Дома ремесел Заповедника. Потом рассказала об учителях, у которых я обучалась вышивке – ивановской мастерице Серафиме Яковлевне Спиридоновой и новосибирской –Надежде Михайловне Буковой, рассказала о крестецкой строчевой вышивке, ее особенностях, и показала вышивку на образцах. Для новичков немного рассказала о других видах строчевой вышивки – ивановской, нижегородском гипюре, цветной перевити, их различиях.
 
Узнала также, что хотят от вышивки пришедшие, зачем она им. Рассказала и я о своих: что для меня задача – обучить их не просто швам и разделкам, а чтобы у них появилось понимание – чтобы они начали видеть вышивку, т.е. посмотрев на нее они поняли, как ее воплотить. Конечно, едва ли это получится уже после первого занятия, т.к. мы освоим только основы крестецкой вышивки, но после второго уже должно получаться.
 
И мы начали уже работать. Я предложила начать с простого узора, чтобы на последующих занятиях перейти к тем, что немного сложнее. Все согласились за исключением нашей мелкой ученицы Сони. Она захотела сделать одну из вышивок, которые посложнее - Ромашки. Мне не удалось ее отговорить, и я согласилась, оговорив, что тогда я сначала работаю с основной группой, а потом с ней. Так и начали работать.
 
В первый день у нас было короткое занятие – четыре часа, и я намечала, чтобы все подготовили полотно для вышивки – сделали держку (продергали сетку, по которой потом будем вышивать). Ученицы все справились с этим заданием, и некоторые даже начали  вышивать по сетке.
 
Конечно, у новичков была неуверенность – смогут ли они, но они очень сдержанно говорили об этом. Я озвучила их сомнения и страхи и сказала, что на самом деле вышивка – это легко, потому что любой сложный узор можно разбить на простые шаги, которые уже легко воплощать. И мы пойдем простыми шагами.
 
Мы еще поговорили о том, что так можно подходить к любому сложному делу – и поняв, обучившись этому на вышивке, можно применять такой подход и в любых делах в своей жизни.
 
На следующий день мы продолжили занятие – также пошагово, разделив все разделки на понятные маленькие шаги.
 
Время пролетело незаметно, пора было подводить итоги и завершать наше занятие. Конечно, полностью завершить работу никто не успел – уж слишком мало было времени. Но каждая прошла все шаги, освоила их, и осталось только, повторяя их завершить вышивку. Новичкам я показала, как еще сделать валик – закрепить край полотна. Для Светланы, которая уже обучалась на одном занятии это было тоже полезно – она восстановила в памяти свой образ.
 
Кроме этого Светлана с прошлого занятия не завершила свою работу – кубанец. Забыла, как делать штопку, и я помогла ей вспомнить. Она с воодушевлением сказала, что теперь-то она эту часть закончит.
 
При подведении итогов занятия девчата говорили, что получили все, что хотели (сказали - и даже больше ). Я напомнила о нашем разговоре в начале занятия, спросила – появилось ли у них понимание, смогут ли они спокойно завершить свои работы? Все уверенно сказали, что да, смогут. И еще говорили, что им было легко работать, что вышивка – это просто. Вот это меня порадовало – я достигла то, что ставила себе задачей. И они уже заговорили о следующем занятии – предварительно наметила на август.
 
Я довольна собой, учениками  и занятием. 
 
Отдельно хочу сказать о самой маленькой ученице – Соне. Она, конечно, ошибалась – подрезала лишние нитки, и что-то мы с ней подправили, а что-то нет и в результате сетка получилась у нее крупнее, чем мы намечали. Но она не сдавалась, и к концу занятия ей удалось подготовить  уголок вышивки, на которой я обучила ее как вышивать сам цветок. Т.е. она тоже освоила все шаги. Надеюсь, она сможет закончить свою работу.
Я фотографировала девчат во время занятия и в конце занятия с их работами. Посмотрите, вот они:
Образцы крестецкой вышивки
Галерея загружается...
Из отклика участницы семинара
 
Я уже год как влюблена в строчевую вышивку! Прошлым летом  училась у Натальи Прытковой, спасибо ей большое. 
Почти каждый день я вышиваю, хоть понемножку, но вышиваю. Муж смеется, говорит, что я маньяк по вышивке.
На работе много разных дел, приходится решать вопросы из совершенно разных областей. Особенно сейчас чувствую, что меня разносит по разным мирам: я начала осваивать новые обязанности -  директора гимназии, работаю и закрываю мир заместителя директора, подчищаю хвосты по этой должности. К концу рабочего дня чувствую себя и Белкой и Стрелкой одновременно.  Прихожу домой и сажусь вышивать. А когда я вышиваю, то чувствую, что мое состояние меняется. Мне это трудно описать словами, но я и отдыхаю от лишних образов, становлюсь цельной, разум как-то упорядочивает свою работу, спокойствие  наступает, созерцательней становлюсь. И мне не надоедает вышивать, как раньше было с вязанием, а все время хочется учиться вышивке глубже, осваивать новое.
Я благодарна Ларисе Смышляевой, что она нашла время приехать к нам. Я очень ждала этого занятия. На семинаре Академии самопознания  в Новосибирске увидела образцы крестецкой вышивки и захотела освоить ее. Мне очень важно, чтоб и вышивка жила, и иметь возможность самой учиться. И почему-то  меня  влечет именно ручная вышивка… сидеть за пялами с иголочкой и так воплощать образы для меня очень ценно.
Занятие прошло на одном дыхании. Лариса обучала легко и точно. Она рассказывала про крестецкую вышивку, сумела так передать образы, что все шаги были понятны и просты. …
Мне видится, что важно и сохранить вышивку, как ремесло, и важно понять те образы, которые  заложены в узорах. Мне стало интересно не только научиться мастерству воплощения, но и пониманию самих образов.
Вы можете написать нам письмо