Занятия и семинары
Мария Шитова


Тканые пояса на чурочке (сволочке)
        
Название такого тканья поясов часто встречается как тканье «на сволочке», но бабушка, у которой училась ткать пояса Татьяна Вохминцева, и у которой учились мы с Натальей Беликовой, со-водящей занятий, называла круглую палочку чурочкой. И мы несем в мир то, как нам и передали.
На предыдущем занятии участники научились ткать орнамент на бердечке. Таким же способом ткутся пояса и на чурочке. На чурочке можно соткать пояс любой ширины. На бердечке - такой ширины, какую позволяет ширина самого бердечка.
    На этом занятии участникам предстояло освоить всю подготовительную работу. Это: насновать нити на чурочку, собрать нитницы и начать ткать пояс.
Орнамент выбирали из той же книги «Народное искусство Урала. Традиционный орнамент. Текстиль.» (Екатеринбург, 1998 г.) Выбрали рисунок орнамента симметричный, - такой проще  освоить.  Далее, по клеточкам рисунка считали количество нитей, сколько потребуется на пояс. Каждая клеточка на рисунке соответствует трем нитям, две из которых – белые и одна – красная. При помощи красной нити в тканье пояса создается рисунок орнамента. Приготовили для орнамента красные шерстяные нити и белые нити х/б.
Сначала участники насновали крайние нити (кромочные) на чурочку, выбрав цвет нитей такой, какой хотелось. Затем нити орнамента в порядке: две белые, одна – красная. И закончили орнамент двумя белыми нитями, а после орнамента – кромочные.  Нити на чурочку снуются так: первая нить навивается на чурочку сверху, обвивается вокруг неё один раз и протягивается по другую сторону чурочки. Следующая нить так же обвивается вокруг чурочки, но подводится под чурочку – снизу. Следующая нить за этой навивается сверху на чурочку и так далее в том же порядке. В результате снования образовался основной зев по обе стороны чурочки.
В помещении, где проходило занятие, были удобные столы, на которых мы и сновали нити. Нити, не обрезая, проводили под крышкой стола к началу, по кругу. Концы разного цвета нитей связывали друг с другом на краю стола.
 
Следующий шаг - образование нитниц.  Для этого брали деревянный ножик (бральницу) и острием поднимали нижние нити зева наверх, при этом опуская вниз поочередно верхние нити основного зева.
Петли вспомогательной нити надевали на круглую небольшую палочку, длиной 8 -10см. А когда выбрали верхние нити зева, - собрали все петли на палочке в пучок и перевязали крестом. Верхняя нитница была готова.
Таким же образом сделали нижнюю нитницу, перевернув чурочку сверху вниз. Вспомогательной нитью у нас были мулине или ирис. Обе нитницы готовы, оставалось снять основанные нити со стола, расстричь в одном месте, где начало, расчесать и натянуть нити по обе стороны чурочки. Связать в узел начало и конец нитей. Чурочку и нитницы подвинули ближе к началу пояса, откуда он будет ткаться.
Другой конец нитей укоротили, собрав нити в косу. Перевязали косу шнурком и закрепили к неподвижному предмету. Начало основы подвязали к своему поясу, приготовили уток из белых нитей х/б и приступили к тканью пояса.
Участники занятия были удивлены тем, что, сменив рисунок орнамента и приспособление для тканья, у них не получается набрать орнамент таким же способом, как и на предыдущем занятии, на бердечке.
Следует отметить, как выбирается орнамент на бральницу. Для широких поясов сложнее запомнить, где по рисунку следует опускать красные нити орнамента вниз зева, а где - поднимать. Нужно было освоить еще один способ чтения рисунка орнамента. Если в ряду рисунка стоит одна красная клеточка, то набирается одна красная нить, то есть, сколько нарисовано красных клеточек, столько и считается при наборе красных нитей. Если же по рисунку одна, три или пять клеточек белого цвета, то при наборе нитей добавляется еще одна нить белого цвета и счет становится четным. И нужно набирать на бральницу так: две, четыре или шесть нитей. Это основное правило, которое необходимо запомнить. И еще одно важное правило: красные нити не должны идти рядом. Между ними всегда одна разделительная белая нить, которая по счету не считается и между красными клеточками не учитывается.
Наше занятие закончилось тогда, когда у каждой участницы  стал получаться орнамент.
И соткать пояс им предстояло самостоятельно.
Вы можете написать нам письмо
Новости
Приглашение на семинар Строчевой вышивки