Пигарева Светлана,
водящая занятия
О занятии «Весенние игры и хороводы русского народа»
в Краснотурьинске Свердловской области
30 апреля я и Анатолий Благодарёв проводили 8-часовое занятие «Весенние игры и хороводы русского народа» в городе Краснотурьинске. Это занятие попросили провести участники движения «Звенящие кедры». Они увлечены устройством своих родовых поселений в красивых местах, где они собираются жить и принимать гостей, а так же проводить праздники. Они попросили обучить играм, хороводам и простым плясам, которые играли наши предки, чтобы могли сами заводить на своих праздниках с детьми и гостями.
Мы - преподаватели - поставили на занятие дополнительную задачу – не просто обучить играм-хороводам, но и зажечь слушателей охотой изучать народную культуру, провести занятие так, чтобы найти отклик в душах людей.
Занятие мы начали со знакомства – рассказали о нашем мире, о Заповеднике, об Обществе и о том, что мы занимаемся исследованием души и как изучения себя, своей души и своего сознания помогает возродить народную культуру, сделать ее не сценической, а частью своей жизни. И мы рассказали, как мы видим наше занятие – что мы дадим самые основы плясов и хороводов, а так же самые простые игры, чтобы слушатели могли заводить их, играя сами и играя с теми, кто приходит на их праздники.
Далее мы немного рассказали об этнографии Весенних игр и хороводов, основываясь на наших сборах, а так же русской этнографии. Русская этнография захватывает своим богатством и глубиной, она сохраняет описания обычаев, которые сочетают и древнюю, и христианскую культуру нашего народа. Я рада, что у наших слушателей наши рассказы о разных народных обычаях встречать Весну вызвали большой отклик.
А дальше мы повели занятие, чередуя работы, где осваивали плясы, хороводы и игры. Для того, чтобы народ мог нам подпевать во время хороводов, я провела одно занятие по душевному пению, на котором давала прогуживание и основы совместного пения. Для себя поняла, что мне пора осваивать душевное пение – для того, чтобы можно было не только петь самой, но и обучать людей, чтобы мы могли петь в хороводах и обрядах.
Спасибо руководителю класса Душевного пения нашего Заповедника Марине Смирновой за те работы по прогуживанию, которые она проводит и дает основу того, как начинать петь.
Анатолий вел плясовую часть – давал самое простое: подготовку тела через жгонку и возвращение в тело Живы, через видение, запуск и подхватывание движения. Изучали движение и в хороводах, и в плясах. Народ, по-моему, с упоением осваивал движение в плясе. Не сразу удавалось почувствовать движение, но, когда получалось – в пляшущих появлялась стать, красота, текучесть.
За одно занятие мы дали немало этнографических хороводов и игр:
Из хороводов:
- наборный - «Ой, вишни, мои вишни»
- хоровод с соплетание «Ах, утушка моя луговая»
- «петли» водить (или «змейки»)
- сибирский хоровод «Крутиха»