Занятия и семинары
Пигарева Светлана,
водящая занятия

О занятии «Весенние игры и хороводы русского народа»
в Краснотурьинске Свердловской области

        30 апреля  я и Анатолий Благодарёв проводили 8-часовое занятие «Весенние игры и хороводы русского народа» в городе Краснотурьинске. Это занятие попросили провести участники движения «Звенящие кедры». Они увлечены устройством своих родовых поселений в красивых местах, где они собираются жить и принимать гостей, а так же проводить праздники. Они  попросили обучить играм, хороводам и простым плясам, которые играли наши предки, чтобы  могли сами заводить на своих праздниках с детьми и гостями.
Мы - преподаватели -  поставили на занятие дополнительную задачу – не просто обучить играм-хороводам, но и зажечь слушателей охотой изучать народную культуру, провести занятие так, чтобы найти отклик в душах людей.

    Занятие мы начали со знакомства – рассказали о нашем мире, о Заповеднике, об Обществе и о том,  что мы занимаемся исследованием души и как изучения себя, своей души и своего сознания помогает возродить народную культуру, сделать ее не сценической, а частью своей жизни. И мы рассказали, как мы видим наше занятие – что мы дадим самые основы плясов и хороводов, а так же самые простые игры, чтобы слушатели могли заводить их, играя сами и играя с теми, кто приходит на их праздники. 

        Далее мы немного рассказали об этнографии Весенних игр и хороводов, основываясь на наших сборах, а так же русской этнографии. Русская этнография захватывает своим богатством и глубиной, она сохраняет описания обычаев, которые сочетают и древнюю, и христианскую культуру нашего народа. Я рада, что у наших слушателей наши рассказы о разных народных обычаях встречать Весну вызвали большой отклик.

А дальше мы повели занятие, чередуя работы, где осваивали плясы, хороводы и игры. Для того, чтобы народ мог нам подпевать во время хороводов, я провела одно занятие по душевному пению, на котором давала прогуживание и основы совместного пения.  Для себя поняла, что мне пора осваивать душевное пение – для того, чтобы можно было не только петь самой, но и обучать людей, чтобы мы могли петь в хороводах и обрядах.
Спасибо руководителю класса Душевного пения  нашего Заповедника Марине Смирновой за те работы по прогуживанию, которые она проводит и дает основу того, как начинать петь.
 
Анатолий вел плясовую часть – давал самое простое: подготовку тела через жгонку и возвращение в тело Живы, через видение, запуск и подхватывание движения. Изучали движение и в хороводах, и в плясах. Народ, по-моему, с упоением осваивал движение в плясе. Не сразу удавалось почувствовать движение, но, когда получалось – в пляшущих появлялась стать, красота, текучесть.
 
За одно занятие мы дали немало этнографических хороводов и игр:
 
Из хороводов:
- наборный - «Ой, вишни, мои вишни»
- хоровод с соплетание «Ах, утушка моя луговая»
- «петли» водить (или «змейки»)
- сибирский хоровод «Крутиха»
свадебный хоровод- ручеек  «Лебядин»
- «ручейки» - это уже, наверное, не хороводы, а больше игры. Мы показали несколько ручейков: - с выбором пары в ручейке;
-  плясовой ручеек, когда пары подныривают спереди в ручеек, а затем выводят всех в единых хоровод;
- «улицу мерять» - так называлось движение в хороводе, когда пара подныривает сзади в ручеек. Моя бабушка рассказывала, что таким образом они гуляли от деревни в деревню.
Все эти ручейки бывают фигурами кадрилей. И в то же время их водили весной, на пригорках.
Игровую часть мы провели как игровую часть праздника, показав ребятам, с чего лучше заводить игры для гулянья – сначала самые простые: пробегания через веревку, затем – прыгания через веревку, затем – несколько игр, где надо проявить свое умение двигаться, проходя под крутящейся палкой или веревкой с лаптем на конце.
        Со взрослыми очень увлеченно играли дети – их охота была так велика, что они просили и просили продолжать игры. Мы договорились с их родителями, что те проведут после занятия с ними игры.
А это – мы играем в очень древнюю игру, о которой писали многие этнографы 19 века. Эта игра дошла от нас со времени, когда народ творил обряды, которые отражались на плодородие земли. Отыгрывая какое-либо действие – например, как садят лен, мак, просо, как их возделывают, как они растут, и как затем их сжинают и превращают или в пироги (мак), или в сарафаны (лен), - наши предки видели, что оно будет воплощено с действительности. И известная игра, о которой слышали многие, но мало кто играл – это «А мы просо сеяли», где сплелись два обряда – и обряд возделывания проса, и обряд выкупа невесты. Я рассказала, что означают слова в песне, которая поется при этой простой игре. Движения в игре – простые: все делятся на две стенки, и стенки ходят одна к другой. Одна задает вопросы, другая отвечает. В конце игры стенке жениха надо вытащить из стенки невесты саму невесту, которую охраняют все остальные. 
С девчонками мы попробовали поводить женские и девичьи северные хороводы – которые мы назвали архангельские «переступы» (так шаг в этом хороводе – мелкий, переступчатый, легкий, а архангельские – по месту их бытования)  и впервые мы попробовали поводить хороводы с шалями. Об этом хороводе я прочитала в книге Климова – ведущего хореграфа народных плясов. Он видел эти хороводы воочию. Я видела только их толкование в сценическом прочтении. Но образ этих хороводов меня захватывает – в них женщины пляшут с платками или шалями, наброшенными на плечи – как крылья. Мы попробовали с девчатами те же переступы, но с платками – очень красиво. Думаю, что мы на Острове будем водить эти хороводы.
В это время Анатолий с другими участниками завел перепляс. Когда перепляс закончился, я вывела Марину и провела ее перед всеми. Народ ахнул – они впервые видели настоящий наряд из бабушкиных сундуков. А Марина в нем расцвела. И потом, после окончания занятия просила еще время, чтобы побыть в этом наряде.
 
Затем Марина взяла другой рукой подругу Лену, и я рассказала об обычае, который с легкой руки руководителя касса «Повивальня», изучающего свадебный обряд, Ирины Бобошиной стал уже обычаем на  Дивьих смотринах на Зеленых Святках в Заповеднике: мы стали пускать «волну»: когда кланяется одна, затем другая, затем – третья – когда подхватываешь единое движение – получается настоящая волна.  Это очень красиво. Волну пускают на четыре стороны – перед всем народом.
На занятии мы показали еще несколько игр с яйцами, специально для этого ребята сварили и покрасили яйца. Проводили «тест» на готовность выйти замуж – когда парень бросает яйца, а девчонки должны подолами ловить их.  Я предложила в эту игру сыграть всем женщинам, так как незамужняя была только Марина. Мы обделены современной культурой в том, чтобы пройти осознанно те шаги в своей жизни, с играми, проверками, которыми наполнена русская культура. Играли женщины азартно. Жаль, что нет фотографий – такие лица были у девчонок, особенно у девчонок, «кому за…».
Потом обсуждали игры и свое поведение в них – народная культура – огромное поле для исследования себя.
 
В завершении занятия мы обсудили его. Одна из участниц сказала, что на этом занятии она только заглянула в окошечко огромного мира – народной культуры. Надеюсь, что это занятие станет только началом нашей работы в Краснотурьинске-Серове
Вы можете написать нам письмо
Новости
Приглашение на семинар Строчевой вышивки