Выставка Общества «Большая Медведица» и Музея-Заповедника народной культуры в Ночь Музеев в Екатеринбурге
Пигарева Светлана
Фото - П. Когай
На фото: Экспозиция «Праздничный наряд Курщины».
Барабанный Дом. Екатеринбург, 2014г.
 
17 мая по всей стране проводилась Ночь Музеев. В этот день Музеи принимают посетителей – с утра до поздней ночи.
Нас пригласили участвовать в Ночи Музеев наши новые партнеры – создатели Общественного движения «Барабаны за мир» в свой театр-музей «Барабанный дом». Движению барабанов уже несколько лет, они известны в Екатеринбурге и области своими программами, которые собирают многочисленную аудиторию. Ночь Музеев, по словам руководителей, в прошлом году прошла у них очень плодотворно – за время с 19 вечера до 2-х часов ночи через их театр-музей прошло около 600 человек. И они готовились к нынешней Ночи, продумывая программу. Вот и пригласили нас с небольшой выставкой народной одежды Курской области, ее небольшим представлением и участием в ярмарке.
Наша выставка представляла небольшое собрание курского праздничного наряда к.19-середины 20 веков, - малой части этнографических собраний Музея-Заповедника народной культуры и Общества. Огромное спасибо Уральскому училищу русской народной культуры (директор – Ирина Бобошина) и «Малой Медведице» (директор – Марина Смирнова) за помощь в предоставлении курских нарядов из их этнографических собраний. То, что у нас было много нарядов, дало возможность собрать четыре женских праздничных и один мужской наряд.
 
Скажу о месте, где мы работали, и программе, в которой участвовали. Барабанный дом – место любопытное. Это – деревянный дом в центре Екатеринбурга со двором, огороженный забором. Во дворе находится настоящая монгольская юрта. Часть двора накрыта тентом, это место для ярмарки. В самом доме помимо комнаты администрации, устроены еще четыре комнаты, где барабанщики представляют шумовые инструменты народов мира.
Первая комната – Славянская горница, расписанная уже ставшей редкой пермогорской росписью – росписью Архангельской губернии. В ней и была расположена наша выставка. В ней представляют трещотки, ложки. Думаю, мы позже проведем Зеленые лампы, где расскажем об игре на косах, печных заслонках, барабанке – пастушьем инструменте.
Вторая комната Барабанного дома – восточная, она пока маленькая, ее оформили накануне Ночи Музеев. Третья – африканская. Она наполнена барабанами и в ней идет обучение игре на барабанах. Один из преподавателей – африканец. Четвертая комната – «космос». Она расписана как космос, и представляют в ней какой-то чудный инструмент из металла, который сделал один из участников движения. В монгольской юрте показывают и рассказывают, естественно, о буддийских инструментах.
 
В Ночь музеев программа для групп, которые набирались из желающих, была выстроена таким образом, что группы проходили сначала в юрту, а затем – в дом, и минут за сорок проходили по всем комнатам, где они оказывались участниками маленьких полу-театрализованных выступлений.
Хозяйки Барабанного дома
Ольга Камаева и Светлана Нежинцева встречают гостей
Работа была плотной – группы – от 15 до 30 человек набирались сразу их очереди, которой не было конца, и проходили в достаточно быстром режиме.
Ночь была прохладная, и барабанщики устроили рядом с очередью площадку, где играли гитарист и барабанщик. Люди плясали и пели песни. Это было очень приятно.
За Ночь Барабанный дом принял под тысячу человек!
 
Представляя курский праздничный наряд, мы рассказывали о нем как наряде, сохранившем в себе древний мифологический образ птицы-павы, и в то же время Птицы-Души.  Женщина в праздничном наряде, в курском - в том числе, - птица птицей – с головным убором, хвостам из разноцветных шарфов, рукавами – крыльями… А почему – именно в этом птичьем образе она выходил в 
карагод? – Однозначно, наряд предназначен был для проведения или участия в каком-то обрядовом действе. В каком именно – сейчас мы можем только предполагать. Это могли быть действия календарных или бытовых празднеств. Обрядовым действом мог быть «Тимоня» с его птичьим плясом.

Если исходить из того основания, что обряд – это действие, направленное на Душу? – В том же «Тимоне», судя по рассказам стариков, происходит Встреча. По тому, как плясали «Тимоню» видели, сложилась пара или нет. – По сути, встретились Души ли нет. А свадьба, на которую надевался самый светоносный сарафан?
Можно сказать, что праздник, неся в своем основании древнее обрядовое действо, - пространство, где Душа может себя проявить и явиться в облачении, подобном ее естественному облачении. Неслучайно в сказках Невесты героев появляются, прежде всего, на пирах или празднествах. Для этого нужен наряд. А каков наряд для Души? Если вспомнить сказки и песни – это наряды из макового цвета, радуги-дуги, утренней зори…
Но чаще всего в мире людей Душа предстает, судя по сказкам, в оперении птицы – лебедушки, голубки, горлинки, орла, сокола… Мы до сих пор, уподобляясь предкам, своих милых называем этими именами. И праздничный наряд – это воплощенное оперение Души. К тому же, если вспомним, то одной из ипостасей Души наш народ видел именно птицу. С птицами связано множество примет и обычаев. Птица – это и посредник между мирами, это и сама Душа.
   И наш народ знал это. И оставил нам свое знание в песнях, сказках, обрядах, нарядах… И мы – потомки тех, кто помнил о своей небесной Родине. 
 
Об этом мы рассказывали людям, предварив рассказ небольшой пляской под наигрыш «Тимони». И люди слушали и даже аплодировали. Были и такие, кто подходил лично и говорил, что наши слова вызвали у него слезы...  Людям надо узнавать про свою великую культуру. А мест, где можно услышать про Душу и ее путь, сохранившийся в народе – мало или почти нет.
Полина Когай рассказывает о наряде Курской губернии.
Вы можете написать нам письмо