Перед тем, как сделать этот выпуск, сотрудники телеканала побывали на
сайте ОРНК «Большая Медведица», там нашли телефон представителя ОРНК в Москве – меня, и мне позвонили.
В разговоре с редактором программы вначале думали, чтобы мы приехали в народных костюмах и рассказали о празднике и народных традициях, которые с этим праздником связаны, так же предполагался какой-то из хороших фольклорных коллективов, чтобы они в конце сюжета спели. Но потом пришли к выводу, что коллектива не нужно, и мы втроём приедем - я, моя жена Ольга и моя мама Нина Никифоровна - она как раз к нам в гости приехала.
То есть по задумке редактора, должен был получиться такой семейный разговор о народных традициях, в частности про праздник Спаса и потом, как его праздновали именно в Курской области.
Вначале в общем о празднике рассказать, как он на Руси празднуется, что есть три праздника Спаса: первый «Спас на воде», он же «Медовый», затем второй «Яблочный» и третий «Ореховый». И какие обычаи в народе с этими праздниками связаны. И после этого сыграть распространенный наигрыш «страдания» и частушки спеть. А потом рассказать про то, как праздник праздновался именно у нас на родине – в Курской области, откуда и я, и моя мама родом. И после этого Тимоню спеть и сплясать.
И, поскольку это новостной канал и включение прямого эфира короткое, на всё отводилось минут 10-13.
Получилось и так, и не так . Всё дело в том, что мы на передачу взяли с собой старинные рушники и настольники, чтобы стол застелить и яблоки на них положили. А костюмы курские традиционные старинные. Со всеми бантами, хвартуками. Ольга головное украшение (кокошник и позатылень) надела. В общем, готовились и собирали костюмы пол-ночи. В 4 утра встали и в 6.25 были в студии, т.к. эфир был в 7.35.
И конечно, красота старинного традиционного русского женского наряда не могла не притянуть к себе внимание ведущей передачи и часть и без того короткого эфирного времени пришлось посвятить рассказу о самих нарядах. Тем более, что в красном сарафане, который был на Ольге (он называется «шубка» - самый нарядный и богатый по убранству среди курских сарафанов) в своё время выходила замуж моя мама, а теперь она его подарила свой невестке, моей жене Ольге. А сколько лет этому сарафану и всему наряду, никто не знает, может, 100, а может 150. Вот так.
В общем, время передачи пролетело очень быстро.
Очень хорошо, что про подготовке к передаче, особенно в первый раз, советовались с Светланой Ивановной, она посоветовала и литературу, какую посмотреть по теме выступления, и в целом собраться и настроиться перед выступлением. Во второй раз мы уже по «проторенной дорожке» шли. Так же важно было продумать, что мы будем говорить, о чём рассказывать. Мы решили в христианскую тему и мифологию праздника не вдаваться, поскольку в этом не сильны, а рассказать то, что мы знаем – какие были народные представления о празднике. Кстати, по рассказам и моей мамы, и моих односельчан, на Спас (19 августа) у нас в селе Крупец «бились на кулачки». Был карагод, гуляние, плясали «Тимоню». А поодаль парни «бились на кулачки». Бои были между «крупчанами» (село Крупец Беловского р-на) и «спальнянами» (село Спальное Суджанского района). Между сёлами протекал ручей, вот возле ручья и бились. С соседнего села приходили и на карагод, и на кулачки биться. Об этом тоже мы сказали.
Сам телеканал, и ведущие, и редакторы нам понравились. И мы им тоже, видимо. Поговорили с ними о сотрудничестве, чтобы время от времени совместно делать новостные сюжеты, посвящённые русскому народному календарю и праздникам , и вообще русской народной культуре.
Капранов Андрей