Я попробую передать свое понимание перетекания обряда и сказки, связи обряда и наряда, упоминая работу В.Я. Проппа «Морфология сказки».
Есть вопрос о том, что такое сказка и что такое обряд, как они перетекают друг в друга: Сказка переходит в обряд или сказка, которая есть миф, есть запись обряда, или обряд – это отыгрывание мифа, сказки. И что такое сказка как обряд?
Этот зачин дал возможность наблюдать за всем, о чем дальше говорилось и показывалось на Конференции, с вопросом: что за обряд сейчас происходит, или что за сказка сейчас раскрывается? Мне кажется, что сама Конференция в чем-то была похожа на сказку, где разные герои рассказывали о своих путешествиях, встречах, открытиях, показывались удивительные, возможно, волшебные вещи, происходили преображения, и было немного чуда - святочных игр.
О красоте, о том, что женщина стремится воплотить Красоту и ее одежда – это явный знак красоты. Именно за Красотой героиня отправляется в путь в сказке, в итоге которой она преображается и становится красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Или герой, однажды увидевший даже какую-то часть этой красоты – перышко, сияние – теряет покой и отправляется на поиск Красоты. В сказке он находит эту Красоту и женится на ней.
Как пишет Пропп, именно с этого места, когда герой видит красоту и загорается тоской по ней, начинается действие.
Я вспоминаю, что так на меня действует народная одежда – раз увидев ее – на фото в альбоме или воочию, во мне словно что-то начинает тосковать, словно вспоминая тот мир, откуда родом эти наряды.
Народная одежда, в отличие от современной, которая подчеркивает тело, обращает внимание на душу. Она, народная одежда, из тех времен или того мира, когда и где Душа была важна. Одежда только подчеркивает Красоту в Душе. Красоту и сияние. Сияние – это причастность к божественности. Потому в народной одежде ,как и в одеждах церковных, в одеждах жрецов, так много сияния.
Наряд, как и обряд несут обережное значение.
Оберег – это понятие чисто русское. Ни у кого из других народов нет понятия «Оберег».
И наряд, и обряд направлены на то, чтобы уберечь, оградить то, на что они надеты (на-ряд) или вокруг чего они происходят (об-ряд) и через них протекает связь времен.
«Порвалась связь времен» говорил Шекспир. Чтобы не порвалась связь времен, люди совершают обряды.
Скажу к этому, что во многих обрядах большое значение придается нарядам. Некоторые наряды, по наблюдениям ученых, надеваются однажды – или однажды в году, на определённый праздник, или однажды в жизни (свадебный наряд, погребальный).
«Наряд» и «обряд» содержат в своих названиях имя древней богини справедливости – «Рита». Именно к божественной справедливости обращаются прорицатели.
Прорицание Судьбы – это суть гаданий. В гаданиях мы стремимся к божественности. Мудрость и красота – это то, что есть у богов и то, к чему мы стремимся.
В завершении своего доклада было предложено понаблюдать за собой во время показа коллекции народной одежды Заповедника: не возникнет ли внутри «Ах!», когда увидим наряды из сундуков, привезенные из разных мест, некоторым их которых по 100 и более лет.
Скажу заранее – это «Ах!» было у многих участников.
Далее слово было предложено гостье Конференции, специалисту по народной одежде и одежде в целом, Наталье Григорьевне Мизоновой, чье выступление условно состояло из трех частей:
- о наряде Ивановской области;
- о главных понятиях народного костюма;
- как можно работать с народным костюмом – на примере показа моделей Вячеслава Зайцева.