Мы Вконтакте:
Конференция "Хвастовство". 04.01.10.
Какой бы ни была тема нашей Конференции, неизменной ее частью остается Отчет о полевой работе наших этнографов за последнее время. Так как наши отчеты происходят на празднике и в кругу друзей, мы называем эту часть «Хвастовство». Как мы помним по былинам, хвастовство происходило во время княжеских пиров. Это своего рода обрядовое действо, на котором герои похвалялись своими подвигами и заявлялись на новые.

Полевая работа – всегда подвиг. Тем более, у любителей, которые по своей воле меняют спокойное времяпрепровождение и едут, иногда по бездорожью, в незнакомые места, в глубинки, преодолевая большие расстояния и тяготы быта, чтобы встретиться с Настоящей народной культурой и принести весть о том, что еще живо и можно сохранить.       

Перед хвастовством «свежими» полевыми сборами мы устроили хвастовство дружин, представляющих Заповедник и троерусские предприятия на больших фестивалях и выставках: на Международном фестивале этнофутуризма «Камва» в Перми в августе, на Сибирском Фольклорном Фестивале в Новосибирске в ноябре и декабрьской выставке «Золотые руки мастеров»  во Всероссийском Выставочном Центре в Москве.

К хвастовству участников на стенах учебного зала, где проводилась наша Конференция, были развернуты фотовыставки представлений.
Дружина Заповедника народного быта г. Иваново. Рассказ об участии на выставке в Москве "Золотые руки мастеров"
Дружины выходили перед всеми участниками хвастались победами, делились своими уроками.

За последние полгода мы проявились в большом мире – через фестивали и выставки. Во многих городах люди стали знать о Заповеднике, о наших предприятиях, о наших делах. Нас стали приглашать в качестве почетных участников, представляющих народную культуру. В России скоро почти не останется тех, кто будет жить по-русски, и мы устраиваем воистину заповедный мир – островок русской культуры.       
       
Спасибо всем, кто в своих городах несет весть о живой русской культуре.
       
Сейчас, окидывая наше Хвастовство, подумала, что неслучайно мы хвастались тем, что успели собрать у стариков, и тем, чем мы сейчас живем. И это – одна жизнь. И мне кажется, что впредь, на Конференции не стоит ограничивать Хвастовство только  отчетами об этносборах – ведь наши дела – это продолжение наших сборов, возрождение тех знаний и умений, что мы привозим от стариков.
Дружина  свадебного сбора в Сибири
Наши этнографы хвастались своими «свежими» сборами, которые провели в ноябре и декабре. Это сборы двух свадебных обрядов: обряда Курской области (руководитель – Михнюк Ася) и сибирской свадьбы (руководители – Бобошина Ирина и Ташланова Наталья).

Обе дружины проводили сборы, играя настоящие свадьбы и обучаясь обрядам у стариков. Все участники сборов рассказывали об этих удивительных обрядах, показывая слайды («Курская» экспедиция) и фильм  («Сибирская» экспедиция. режиссер - Ташланова Наталья).

Через рассказы ребят и фото и фильм мир свадеб проливался в зал. Меня захватывали образы, которые были представлены: свадебные поезда – в повозках, с настоящими лошадями с лентами; обряды первого дня – выкуп невесты, места около нее; переход в дом жениха…

Я пытаюсь писать об увиденных обрядах отдельно и не получается – мир народной свадьбы тоже оказался единым. Может, немного разные песни, немного разные наряды и какие-то отличия в обрядовых действиях, но по существу это один обряд, кусочки которого нам казали наши этнографы. Собрав эти кусочки, мне кажется, можно увидеть Суть народной свадьбы.
Яндекс.Метрика